Нынешним молодым и не объяснишь даже, почему мама вдруг с серьезным лицом в назначенный час ставила банку с водой перед телевизором. Напомни ей — сейчас соблюдающей посты, — видимо, неловко будет. Но вот ставила, точно помню. И вода потом называлась «заряженная». Правда, как ни поливал потом украдкой этой чудо–водой неплодоносящий домашний лимон (посадил косточку, это потом объяснили, что нужно было привить от плодоносящего дерева), плодов, сидя возле цветочного горшка с тарелкой, так и не дождался.
Тем не менее угрюмый человек методично еженедельно по воскресеньям катапультировал всю страну в транс. Молва гуляла по подворотням и курилкам: иные видели в нем нового мессию. Говорили, что от вещуна рассасываются опухоли, швы, рубцы и шрамы. Не знаю, как шрамы, но определенный эффект, наверное, все–таки был. Потому что сейчас понятно, что мозги тоже рассасывались. Да и страна в итоге рассосалась.
Кроме брюнета Кашпировского, был блондин Чумак. Вроде как поприятнее, но как показала жизнь, тоже вполне себе дядька в формате прайм–тайма НТВ.
Как подумаешь, через какую только чушь наши родители, бабушки и дедушки, оставшиеся без великих рулевых и кормчих, на развалинах империи в начале 90–х не прошли, волосы становятся дыбом. Этический разгул и мировоззренческие шатания. «Живая этика» Рериха. «Свидетели Иеговы», без конца трезвонившие в дверь с пачками учебной литературы, и секты помельче. Кришнаиты с бубенцами, но без тройки, бредущие в ритме пляски святого Витта в светлое завтра. Счастливцы, видевшие и вроде даже как осязавшие НЛО. Всех не упомнишь.
Как пел череповецкий друг Леонида Парфенова, выдающийся бард Александр Башлачев, покончивший с собой в 27 лет однажды зимним утром, в песне «Грибоедовский вальс» про однофамильца великого поэта и дипломата — деревенского водовоза Степана Грибоедова:
После бани он бегал на танцы.
Так и щупал бы баб до сих пор,
Но случился в деревне с сеансом
Выдающийся гипнотизер.
Степан в этой песне тоже с собой покончил. Под гипнозом увидел себя героем Отечественной войны 1812 года, а когда чары гипнотизера рассеялись, не смог пережить возвращения к реальности: тот же потрепанный старенький ЗиЛ, те же унылые хвосты коров.
Экстрасенсы сейчас в моде и переживают какое–то второе рождение. Неужто апокалипсис близок? «Битва экстрасенсов» бьет все рейтинги. Пусть бы и била, сидя в телевизоре. Своими глазами видел у молодой интеллигентной семьи (муж в газете работает) на подоконнике подборку DVD–дисков «Битва экстрасенсов». Нормально? А что... Любит молодая интеллигентная семья бесов погонять субботним вечером. Так нет же, они вылупились из своих яиц, нагретых палящим светом телевизионных софитов, и поползли, как змеи из «Роковых яиц» Булгакова, на волю.
Идет нормальный «чес» у звезд программы братьев Сафроновых. Вполне себе шоу–бизнес. Чем богаты, как говорится. Или вот информационные ленты сообщают: «В Минске раскупили почти все билеты на семинар молодого экстрасенса Виталия Гиберта», тоже героя передачи, и от этого уже не смешно. Билеты, заметим, недешевые — от 130 до 810 тысяч. И выступает «целитель» с трехчасовой программой «Моделирование будущего» на вполне официальной и престижной площадке в Большом зале КЗ «Минск». Так что, опять все сначала? Брать банки с водой? «Молодой экстрасенс, целитель, ясновидящий, который обладает огромным даром, победитель 11–й «Битвы экстрасенсов» — написано на афише. Приехали.
Значит, тончайший поэт и на самом деле едкий сатирик современности Сергей Шнуров с «Ленинградом», пародирующий эстетику шансона, любопытнейший немецкий коллектив, высмеивающий нынешнюю психологию залюбовавшегося собой среднего класса бюргеров Rammstein — искусство безнравственное. А сумасшедшие, которые завтра будут собирать стадионы таких же сумасшедших, — нравственное?
Кто утверждал программу этого семинара? Что Гиберт внушает зрителям? Какое будущее он там моделирует? Не запрограммирует ли бабушку из Серебрянки пойти бить окна в Доме–музее I съезда РСДРП? Что узрел рыжий маг в грядущем? Себя на даче в Калабрии?
Устроены так люди. Хотят в XXI веке пить «заряженную» воду, и все тут. Ну и пусть пьют, это их личное дело. Чего это я действительно на пустом месте завелся? У нас в стране свобода не только совести, но и употребления напитков в свободное от работы время и в отведенных для этой цели местах. Я же лично лучше буду пить воду из–под крана. Хоть и говорят, что не самое полезное занятие...