Сегодня в Беларуси началось централизованное тестирование, на участие в котором зарегистрировались 141 555 абитуриентов. Часть из них не пройдет по конкурсу, а многие, закончив вузы, будут работать по специальностям, где высшее образование вовсе и ненужно.
Для участия в ЦТ в этом году зарегистрировалось на 8620 человек меньше, чем в прошлом. Связано это, прежде всего, с демографической ситуацией, то есть с меньшим количеством выпускников школ. Запланировано на первый курс принять 91,6 тыс. студентов (на бюджет — 32,2 тыс.), в том числе на дневную форму обучения — 51,77 тыс. (на бюджет — 24,4 тыс.).
Совокупные показатели охвата населения Беларуси высшим образованием очень высоки, и постоянно растут. По данным на конец 2010 года, на 10 тысяч граждан страны приходилось 467 студентов.
Однако на рынке труда более востребованными и чаще всего более оплачиваемыми являются как раз рабочие специальности. Поэтому продавцы, кассиры или грузчики с университетским дипломом — не такая уж и редкость. Тогда в чем идея массового высшего образования?
Министр образования Сергей Маскевич в этом проблемы не видит.
«Ничего плохого не вижу в том, что люди, получив высшее образование, потом приобретают рабочую профессию, — заявил министр 11 июня на пресс-конференции в Минске. — Я еще не знаю такого учреждения, социальной структуры или группы молодежи, где бы люди с высшим образованием, в среднем, выгодно не отличались уровнем от тех, кто учится в колледже, вузе. Студенческая среда все-таки формирует хорошие качества, в целом позитивно влияет на формирование и развитие молодого человека. Главное, чтобы не было разочарований. Если он сознательно идет на то, что, получив диплом историка, обучается профессии, к примеру, штукатура и работает как частный предприниматель, — не вижу в этом ничего плохого».
По мнению министра, было бы хорошо, если бы продавец мог общаться на иностранном языке, а парикмахер знал психологию. «И в целом, многие рабочие профессии сегодня требуют высшего образования, — отметил Маскевич. — Когда мы говорим о повышении культурного уровня общества, то, на мой взгляд, этого можно достичь, лишь повысив уровень культуры рабочих».
Руководитель департамента политических наук Европейского гуманитарного университета (ЕГУ, Вильнюс) Виктор Мартинович считает, что стремление получить высшее образование можно только приветствовать. Но с другой стороны, нельзя игнорировать параллельные процессы в этой сфере, например, сокращение бюджетных мест и то, что «учебные планы становятся все более диковинными». В результате количество людей с высшим образованием увеличивается, но уровень самого высшего образования падает до средне специального.
«Увеличивается не число образованных людей, а количество людей с дипломами, а сами дипломы все менее и менее что-то значат», — отметил Виктор Мартинович. Обучение в вузе, по его мнению, сейчас воспринимается как «обязательный фрагмент социального пакета».
При этом нехватка рабочих становится все большей проблемой. Количественный дисбаланс между имеющимися кадрами и спросом на них ежегодно увеличивается. Наблюдается низкая мотивация молодежи к получению рабочих профессий, что в будущем еще больше обострит проблему замены стареющих производственных кадров и значительные трудности в комплектовании свободных рабочих мест в промышленной сфере. Уже в ближайшие четыре года не будет обеспечиваться количественное замещение работников, достигших пенсионного возраста, поколением, вступающим в трудоспособный возраст.
Согласно расчетам Минобразования, вносимая студентами плата за обучение компенсирует лишь 50% затрат. Однако стабильное доминирование платников над бюджетниками дает основания предполагать, что именно платное образование в значительной степени содержит систему. Это означает, что при сохранении нынешней политики в высшем образовании сокращать количество студентов-платников не будут. Следовательно, проблема получения диплома ради диплома сохранится, и очень многие выпускники вузов будут работать там, где их высшее образование не нужно.
Мы уже видим результат массового высшего образования, говорит Виктор Мартинович. Значительная часть продавцов на наших рынках — люди с высшим образованием. «Там, — говорит он, — работают выпускники Академии музыки, Академии искусств и ведущих технических вузов. Все потому, что потребности белорусской экономики не соответствуют реалиям белорусской системы образования».
По мнению Виктора Мартиновича, сегодня необходимо обратить внимание и на другие, кроме высшего, образовательные уровни. Существенного изменения мнения о себе в обществе требует среднее специальное образование. Просто переименовать ПТУ в колледж явно недостаточно для того, чтобы поднять престижность получения рабочей профессии.