В Минске на проспекте Победителей, напротив храма Покрова Пресвятой Богородицы, продолжаются работы по «благоустройству внутренней территории кладбища «Крупцы» (так говорится в «Паспорте объекта»).
Однако историки и родственники тех, кто покоится здесь, выражают тревогу по поводу содержания «благоустройства» старинного погоста, известного по меньшей мере с середины XIX века, передает БелаПАН.
«Есть реальный шанс, что Минск потеряет еще один исторический памятник, — пишет в «Живом журнале» dig_gaja. — Не так важно, внесен он или не внесен в список исторического наследия. Важно, что сейчас безвозвратно уничтожается его исторически сложившийся облик».
По свидетельствам очевидцев, на Крупецком кладбище исчезли руины старинной часовни и некоторые могилы, с захоронений убирают кресты и обелиски, заменяя их безликими стандартными плитами, сносятся ограды и скамеечки, «по лежащим надгробиям XIX века ездит техника, разворачивая гусеницами и колесами верхнюю часть кладбища», прямо по захоронениям прокладывают дорожки, выложенные бетонной плиткой.
«Сами памятники кошмарны, — продолжает dig_gaja. — Они никак не вписываются в ЭТО кладбище. Это апофеоз казенщины. Выглядят как солдатские захоронения в удаленном райцентре. Да, мы за них не платили. Но мы их и не заказывали. И проект с нами не обсуждали. Качество и материала и работы в памятниках нового образца оставляет желать лучшего».
«Решающий удар по кладбищу нанес чемпионат мира по хоккею, к началу которого рядом начали возводить здание НОК и гостиницу, и на благоустройство было выделено аж 148,5 млн. рублей в ценах 2006 года, — пишет на сайте «Белорусский партизан» историк Дмитрий Дрозд, чьи предки владели урочищем Дрозды, где, как известно, обосновался Александр Лукашенко. — Замечательное древнее кладбище, пусть местами и заброшенное, но с невероятно сильной энергетикой, благодаря своей старинной части, несущее дух XIX столетия, уничтожат. Каждый старинный могильный камень или крест, если и не произведение искусства (богатые гробницы и склепы были разграблены и уничтожены при прошлой безбожной власти), то некий сгусток человеческих страданий, мыслей, молитв, веры и любви, накапливаемых столетиями. Нельзя все это закатать в «евроремонт». Нельзя модернизировать Беловежскую пущу, вырубив старые деревья и засадив новыми, одинаковыми, декоративными, выверив все линейкой».