"Что ты морщишься — на “Поле чудес” пришла, а не в Академию наук! "
06.07.2012
—
Новости Общества
|
Есть расхожая фраза: путать блошиные рынки с секонд-хендами все равно что путать любовь с сексом. Сравнение грубоватое, но в общем-то верное. Блошиные рынки есть в каждой европейской стране. Как туристические достопримечательности они стоят в одном ряду с музеями и памятниками архитектуры. На “барахолках” можно почувствовать дух истории, вдохнуть запах времени, увидеть особенности ментальности конкретного народа. Ведь традиционно на “блошке” — будь то лондонский Portobello, самый большой в Европе, швейцарский “базар редкостей” Rosenhof, австрийский Am Hof Markt, ведущий свою историю с XIII века, или десятки блошиных рынков Берлина — продаются подержанные вещи, прошедшие через множество рук и пережившие многих хозяев. При покупке товара принято узнавать его “биографию”, Есть “блошиные рынки” и у нас. Правда, здесь это пыльные пятачки, где продаются радио- и сантехнические детали, сверла, дрели, топоры, лопаты, отвертки, рыболовные снасти. Все это частенько б.у., но не имеет никакой исторической ценности. Здесь можно приобрести “старопечатные книги” 70—90-х прошлого столетия — по большей части засаленные детективчики или классику. Ленин дешевле Маяковского...В советские времена труженики монументального ис-кусства были людьми для художников достаточно обеспеченными. Самым востребованным из “моделей” был, конечно, Владимир Ильич. Опытный скульптор на спор мог вылепить Ленина с закрытыми глазами, рассказал продавец бронзовых вождей, в прошлом, кстати, скульптор. Сегодня Ильичи по-прежнему кормят моего визави, за бюсты он просит в среднем от 50 до 80 у. е. Бронзовый Маяковский идет дороже Ильича. Ленины же (их на низеньком столике, заменяющем прилавок, около десятка, на любой вкус — и ростовые, и по пояс, и бюсты) дороже Горького. “Буревестник революции” стоит всего 30 у. е., дешевле — за 20 — только маленький Наполеон. Цена устанавливается в зависимости от материала, наличия или отсутствия аналогов и года создания. Варенье с “запахом столетий”“Чудеса” торговцы “Поля” выкладывают на грубо сколоченные столы или прямо на землю, на покрывала или целлофановую пленку. На “Поле чудес” есть свой, особый клиент. Чаще всего это коллекционеры. Забредают на “Поле чудес”, по словам продавцов, и иностранцы, тоже покупают атрибуты советской эпохи на память. Приходит на поле чудес молодежь из клубов исторической реконструкции в поисках аутентики: есть несколько тематических прилавков предметов сельского быта начала прошлого-позапрошлого веков, которые современный городской житель видел, пожалуй, только в музеях (кое-что настоящее, кое-что — современная копия). Молодежь сюда по выходным захаживает. Тут можно купить самые необычные вещи: к примеру, фашистскую каску. Случайных людей здесь не жалуют. Анатолий сразу понял, что я не перспективный клиент и индийскую бронзу 1970-х — пыльные пепельницы, отбитые по краям вазы для фруктов и кувшины — покупать у него не стану. Но согласился все же продемонстрировать, как работает керосиновая лампа. Самая старая вещь на прилавке — дореволюционный медный тазик. Известно, что именно в них получаются самые вкусные варенья и джемы. Варенье с “запахом столетий” при желании можно себе позволить: за тазик Анатолий просит всего 350 тысяч. В поисках семейных реликвийКак приходят в этот “бизнес”? — Я сам водила, дальнобойщик, — рассказывает продавец огромных сияющих самоваров. — Проезжали мы как-то через Тулу. Там увидел — вдоль дороги самовары стоят. Прямо на месте их топят дровами, можно чая попить. Попили. Говорю: купить можно? Пожалуйста. Помятый продали совсем за бесценок. Дело было в начале 90-х, все искали, на чем заработать... Короче, решил я свой самовар исправить. Паял-паял ему бок. Долго возился. Выправил. Следующий свой самовар купил в Мурманске. Настоящий, старинный. Отдали за бутылку белорусской водки. Там она очень ценилась. Как и эти... сиськи... Ну, белье “Мілавіцы”, что ты морщишься — на “Поле чудес” пришла, а не в Академию наук! В общем, когда вышел на пенсию, как-то потянуло реставрировать старые вещи. Вот, видишь, настоящий самовар с клеймом Баташева. Это историческая ценность, раритет. Я его нашел, отреставрировал. В рабочем состоянии, можно чай пить. Самовары недешевы: за того самого “Баташева”, сияющего, на ведро воды, мастер просит полторы тысячи у. е. Но это самый дорогой “экспонат”. Прочие — поменьше и подешевле. Часы с боем и серебряными стрелками (400 у. е.) солидно похрипывая, идут и сегодня, и, как век назад, бьют мягким мелодичным боем. — И на нашем “Поле чудес”, если повезет, можно что-то найти, — говорит Ирина, студентка, будущий дизайнер. — Я лично фанатка блошиных рынков, побывала на таких барахолках в России, Польше, Прибалтике. Притягательность старинных вещей состоит в том, что они органично вписываются в любой интерьер, даже в стиле хай-тек. К словуУдивительно, что очень многие минчане, да и жители других регионов, конечно, слышали название, но сами на “Поле чудес” ни разу не были. Не поленитесь, придите! Ведь спрос рождает предложение, и, может быть, со временем наше “Поле чудес” станет такой же достопримечательностью, как “блошиные рынки” в Риме или Амстердаме. Несмотря на непрезентабельное название, родом “блошиные рынки” из утонченной Франции. Первый рынок, где старьевщики торговали поношенной одеждой и прочими “ценностями”, найденными в мусорных кучах, появился в XIX веке в Париже на площади перед воротами крепости Клиньянкур. Собственно, не в самом Париже — там подобному сборищу, дурно пахнущему и кишащему блохами (отсюда и название), и к тому же привлекающему карманников, было не место — а у его северных стен. В 1885 году Сент-Уан — первый в истории Marche aux puces, “блошиный рынок”, — получил официальный статус. А что касается блох, грязи и т. д., то, как рассказали продавцы “Поля чудес”, просто надо смотреть, что берешь. Не нравится — иди через дорогу, в “Мир моды”. Но такого в чистых павильонах с зеркальными полами не купишь...
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондентка "НГ" прогулялась по блошиному рынку под Минском и узнала, почём антиквариат для народа
|
|