Собору на Немиге 400 лет. 21.by

Собору на Немиге 400 лет

11.07.2012 18:00 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Собору на Немиге 400 лет

           


Его не сломили ни французские завоеватели, ни советская власть.
 
С точки зрения географии Минск – европейская столица. Но в плане архитектурного наследия нам не повезло так, как многим другим европейцам. Что-то утрачено из-за войны, что-то другим причинам… Практически со всех точек в центральной части города несколько десятков лет можно было наблюдать совсем другую картину. Например, район Немиги за последние сто лет изменился до неузнаваемости. Точнее, он менялся даже несколько раз. Сохранилось только одно старое здание, спрятавшееся сейчас среди высоких молодняков-акселератов. Это Свято-Петропавловский собор – по мнению многих историков, самое старое из сохранившихся в Минске зданий. Завтра – 12 июля (в день апостолов Петра и Павла) – будет отмечаться 400-летие храма.

 
Известно, что в 1611 году землю под этот собор на "вечные времена" пожертвовала Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская (Стеткевич) - вдова маршалка королевского Богдана Стеткевича. Участок, дарованный ее грамотой, был больше чем тот, что сейчас занимает храм. Собор был частью целого комплекса – монастыря с типографией, школой и т.д. По имеющимся сейчас данным первые службы в храме начались в 1613 году, но само здание основали в 1612. Однако точной даты начала строительства никто пока не знает. Имена основателей и жертвователей, а их было более 50 человек, сохранились до наших дней. Не так давно табличка с их именами была установлена на внешней стороне алтарной стены, то есть на апсиде. А рядом со входом в собор в честь юбилея установлен литой памятный знак с изображением апостолов Петра и Павла. Обе этих таблички будут освящены 12 июля.



 
Но вернемся к истории. Для православных возведение этого собора было не просто открытием очередного храма. Это был как раз период их противостояния с католиками, и собор с монастырем были одним из центров, который помогал сохранить конфессию. Долгое время он вообще оставался единственным православным духовным центром в Минске и приобрел известность. В нем бывали известные церковные иерархи. Например, в 17 веке храм посещал митрополит Киевский и Галицкий Петр Могила.

 
Но ко второй половине 18 века монастырь и собор пришли в упадок, состояние их было плачевным. В обители жило лишь несколько монахов с игуменом, а храм был поврежден пожаром. Возрождение собора случилось только к концу 18 века. Был сделан, как сейчас принято говорить, капитальный ремонт. К тому же собор переосвятили в честь великомученицы Екатерины, ведь деньги на ремонт пожертвовала российская императрица Екатерина II. Однако прошло примерно полтора десятка лет, и собор снова пережил испытание. На дворе был 1812 год, шла война между Наполеоном и Россией. Французские военные превратили храм в лазарет и разграбили все приходское имущество. Примерно через два года после этого, когда российская армия была уже в заграничном походе в Западной Европе, в соборе вновь стали проводиться службы
 
Во второй половине 19 века из казны снова были выделены средства на ремонт, и на соборе, помимо двух башен, которые есть и теперь, установили купол. Его можно увидеть на дореволюционных фотографиях.
 
Новые испытания выпали на долю этой церкви, ее духовенства и прихожан, как несложно догадаться, с приходом советской власти. Службы удавалось проводить до 1933-го, после чего храм власти все же закрыли. Естественно, на этот раз имущество тоже, как тогда говорили, экспроприировали. В храме, который когда-то минчане возвели на свои деньги, мягко говоря, для более высоких целей, советы устроили склад.
 
При большевиках, как известно, внутреннее пространство церквей нередко разделяли перегородками, деля на этажи. Так случилось и с собором. В нем устроили три этажа. Причем на одном из них хранили сельдь. Бочки с ней стояли и в церковном дворе. По воспоминаниям тех, кто жил в то время в Минске, кто-то язвительно прозвал собор спасом на селедке.
 
Непростые 1930-е прошли, и настал 1941-й. Оккупационные власти позволили поводить в соборе службы. Храм вновь освятили в честь апостолов Петра и Павла. Службы продолжались лишь несколько лет. В 1944-м настоятель храма был арестован советской властью. Примерно через год пришли за его преемником…
 
Здание собора стали использовать под архив. В 1970-х здание отреставрировали, в том числе и восстановили одну из башен, разрушенную во время войны. Реставрация была сделана, естественно, только снаружи. Внутри, как прежде, оставались три этажа архива. Первые надежды на возрождение прихода появились только в конце 1980-х. В 1988 году митрополит Филарет выступил с обращением к минским властям, чтобы здание передали верующим. Через два года вышел прогрессивный для СССР "горбачевский" закон "О свободе совести и религиозных организациях". Примерно в это время у ограды собора начались молебны и чтения акафистов, которые возглавлял священник Георгий Латушко (сейчас он настоятель собора), и в 1991 году здание наконец-то передали Экзархату. В этом же году Минск посетил Патриарх Алексий II, который окропил помещение святой водой.
 
Началось восстановление прихода. О том времени корреспонденту TUT.BY рассказала прихожанка Маргарита из сообщества "Киновия" (с греч. – совместная жизнь, общежитие): "Люди приходили, которые отозвались на просьбы, что храму надо помочь… В начале разбирали архив, сортировали, вывозили. Ну а потом стали ломать все эти перегородки и этажи. Работали в респираторах, потому что пылища была. Когда перегородки убрали, начали все расчищать от мусора, кусков бетона, арматуры. В общем, работы было много".
 
Когда стало возможно, в восстанавливаемом храме начались службы. "Помню, еще полов не было, а службы уже шли", - вспоминает Маргарита. С самого начала восстановления храма шли не только ремонтные работы, но и духовные. "Были беседы, которые проводил отец Георгий Латушко. Ведь мы же приходили оторванные от Церкви, мало что знали. Нас волновало многое. Там мы собирались, и постепенно появилась наша "Киновия", - рассказывает прихожанка.

 
"Киновия" много трудится по храму и в свое время помогала строить второй приходской дом. "Трудились по вечерам после работы, - говорит Маргарита. - Когда рыли котлован под дом, то нельзя было, как говорится, копать глубже и кидать дальше. Ведь мы работали с археологами. Копать можно было, аккуратно снимая небольшие слои земли. Мы находили человеческие скелеты (когда-то у собора были захоронения. – Прим. TUT.BY). Даже однажды был солдатский медальон"
 
Помнит Маргарита и наводнение, которое случилось на Немиге три года назад: "Подвал в соборе достаточно большой и потолки высоковаты. Затопило так, что до потолка было примерно 40 см. А там же хранились иконки, свечи… Что могли, спасли. Потом еще долго чистили от ила и грязи".
 
На службе в соборе можно встретить не только старшее поколение, среди которых участники "Киновии", но и молодежь. "Собор - это наша семья, - делится с корреспондентом TUT.BY молодой человек Алексей. - Наша церковь хоть и старая, но она молодая, потому что очень много молодежи. Петропавловский собор держит вокруг себя эту молодежь. У нас даже некоторые знакомятся и создают потом семьи".



 
Алексей пришел в этот храм подростком и ходил в спортивно-исторический клуб святого Довмонта Псковского. Клуб проводит летние лагеря для молодежи, в том числе помогает ребятам подготовиться к службе в армии. Помимо клуба, при соборе есть еще православные следопыты (аналог скаутов) и два братства - в честь Виленских мучеников и в честь святителя Николая. Последнее появилось на основе клуба студентов-медиков и также объединяет молодежь, а другое братство – сообщество, занимающееся белорусской культурой. В том числе оно готовит издания на белорусском языке.
 
Кстати, в Петропавловском соборе белорусскоговорящие прихожане имеют возможность уже не первый год по субботам ходить на белорусскоязычную литургию. Еще одна традиция храма – на воскресных службах народ поет сам, без хора. Нечасто такое встретишь на приходах в крупных городах. Есть, конечно, в соборе и хоры: молодежный, братский и т.д. В свое время, кстати, в храме регентовала и главная героиня нашумевшей документальной ленты Галины Адамович "Инокиня" - монахиня Иулиания (тогда еще известная в музыкальных кругах Ирина Денисова).
 
В общем, летаргический сон собора закончился, и сейчас он живет нормальной для него жизнью. А о людях, которые хотели перестроить весь мир и хранили в храме селедку, никто уже и не помнит.

 
На входе у собора около трех лет назад установили крест в честь знаменитого князя Константина (Василия) Острожского. Прихожане всегда останавливаются у него, чтобы перекреститься.





Апостолы Петр и Павел на Царских вратах собора









Рабочее место в прихрамовом помещении.


Здесь репетируют партии для хора.



В соборе есть икона "Неупиваемая чаша", у которой молятся об избавлении от пристрастия к алкоголю. Есть и традиция оставлять у иконы фигурки ангелочков.







Икона с белорусскими святыми.







 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Это Свято-Петропавловский собор - по мнению многих историков, самое старое из сохранившихся в Минске зданий.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика