Самый любимый учитель: известные белорусы вспоминают школьные годы. 21.by

Самый любимый учитель: известные белорусы вспоминают школьные годы

01.09.2012 15:28 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Самый любимый учитель: известные белорусы вспоминают школьные годы

  • Марина Воробей
/

           


В День знаний, 1 сентября, TUT.BY поинтересовался у известных белорусов, кого из своих наставников топ-личности особенно хорошо помнят и кто и каким образом оказал влияние на их жизнь.

Сергей Маскевич, министр образования 

Фото: БЕЛТА

– Я учился в Раковичской средней школе Щучинского района. Конечно же, в последний – выпускной вечер, у нас, как и у большинства одиннадцатиклассников, был выпускной бал, на котором мы вместе с родителями и учителями вспоминали прошедшие годы и мечтали о будущем. Неформальная праздничная обстановка, конечно же, поспособствовала особому единению, которое просто витало в воздухе в тот вечер. Если быть откровенным, то именно эта ночь перевернула мою жизнь.

Мой учитель физики Иван Игнатьевич Шиманский, который жил недалеко от школы, пригласил к себе в гости. Мы пили чай и обсуждали мое будущее. До этого разговора я был абсолютно уверен, что выберу специальность, связанную с математикой, ну, или с химией. Если ранжировать мои тогдашние предпочтения, то на первое место я поставил бы математику, потом – химию, и только на третье место – физику. Но мудрый учитель терпеливо меня убеждал и доказал, что физика – это мое, и что я неправильно определился со своей образовательной траекторией.

Педагог так захватывающе рассказывал о своей учебе, о том, как интересно заниматься физикой, что когда я после встречи рассвета вернулся домой, уже не было никаких сомнений, что буду поступать на физику в Гродненский государственный педагогический университет. Вся моя жизнь была связана с физикой, о чем я никогда не жалел.

Было бы хорошо, если бы всем молодым людям в школьные годы встретился такой педагог.

Сергей Мартынов
, стрелок, олимпийский чемпион
Фото: Reuetrs
Фото: Reuetrs

– Первая учительница Таисия Васильевна из 12-й школы города Бреста и учительница по математике Полина Ивановна из 21-й – два моих учителя, которые хорошо запомнились. Полина Ивановна была строгой женщиной, у нее была толстая указка метровой длины. И мне, бывало, доставалось этой указкой. Не по спине, конечно, но по столу как ляпнет – аж мурашки по коже. Хотя, в свое время, в школе учился на пятерки. Кстати, алгебра, геометрия, физика, химия у меня шли хорошо, эти предметы нравились больше, чем гуманитарные. 

Конечно, на меня сильно повлиял первый тренер. Он был очень хорошим человеком, с ним повезло. Заниматься нравилось. Может быть, благодаря ему, все так и сложилось.
 
Учителю, конечно, важно быть просто хорошим человеком, потому что если ругать и орать на всех – это напрягает.

Анрэй Хадановічпаэт, перакладчык, бард


– Я хацеў бы расказаць пра аднаго школьнага настаўніка, які найбольш мяне ўразіў. Гэта настаўнік гісторыі і грамадазнаўства Герман Ісакавіч. Ён выкладаў у 162-й школе Мінска, дзе я вучыўся. Гэты чалавек выканаў для мяне ролю, супастаўную з роляй Эйнштэйна для чалавецтва. Шаноўны Герман Ісакавіч навучыў мяне на практыцы, што ўсё на свеце адносна. Цягам 10-11 класаў ён тлумачыў нам асноўнае пытанне філасофіі: што першаснае – матэрыя ці свядомасць. І трывала трымаўся пазіцыі рэалізму. Ён знаёміў нас з рознымі рэлігійнымі сістэмамі, але казаў, што ніякага Бога няма, а памершы, мы памрэм канчаткова. І нічога пасля нас не застанецца акрамя таго, што мы зрабілі пры жыцці.

Прайшло зусім трохі часу, я паступіў на філалагічны факультэт БДУ. Аднойчы студэнтаў сабралі ў актавай зале, бо да нас прыйшлі вядомыя місіянеры. Набілі залу студэнтамі – сабралі беларускае і рускае аддзяленні. Гэта былі Гедэонавы браты, яны расказвалі нам пра Бога. А на чале суполкі я пазнаў Германа Ісакавіча. Ён таксама ўзгадаў мяне, усміхнуўся, падараваў Біблію і сказаў, што яму прыемна, што ў зале ёсць яго вучань. Трыста позіркаў былі скіраваныя ў мой бок. Ніхто, канешне, не падумаў, што гэта мой школьны настаўнік. Усе зразумелі, што гэта настаўнік рэлігійны, а я іх рэлігійны брат, вучань Гедэонаў.

Вялікі Вам дзякуй, Герман Ісакавіч! Вы данеслі да мяне, што чалавек мае права на памылкі. Веру, што настаўнік шчыра адкрыў для сябе Бога. А я такім чынам зразумеў, што пакуль жывы, не сорамна прызнаваць свае памылкі і працаваць над імі.
 
Андрей Савиных, дипломат, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси

 
– Я очень хорошо до сих пор – несмотря на то, что это было в школе – помню своего учителя английского языка Якова Ильича Паллера, который сумел меня заинтересовать иностранным языком таким образом, что он стал одним из важнейших инструментов моей жизни.

Яков Ильич преподавал в 64-й школе Минска, в то время она была специализированной по английскому языку. Это был человек своего дела, он никогда не кричал, не ругал детей. Он был учителем от Бога, своей добротой поощрял самое лучшее, что было в нас, и это заставляло работать, достигать цели, получать хорошие отметки просто для того, чтобы учитель был нами доволен.
 
Хотелось бы вспомнить декана переводческого факультета, на котором я учился, – Людмилу Евгеньевну Машкину. Благодаря ей, я получил первые серьезные уроки в жизни, связанные с умением человека выстраивать отношения с окружающими людьми, формировать позитивный имидж, выстраивать цели в профессиональной сфере.
 
Но самый интересный урок я получил даже не от учителя, а от руководителя одной из транснациональных корпораций. Выступая на международной конференции в Гааге, в которой я принимал участие, он сказал следующую фразу: "Неважно, кто ты есть, неважно, какие достижения есть у тебя в прошлом, а важно только то, насколько эффективно ты можешь соответствовать требованиям постоянно меняющейся сегодняшней и завтрашней ситуации".
 
Юрий Зиссер, бизнесмен, основатель портала TUT.BY

 
– Два года в школе (а я жил во Львове) черчение у меня преподавала Галина Петровна Тагиева. Она просто обожала детей, многие бывали у нее дома, особенно двоечники. Я был отличником, но тоже ходил, потому что с ней было интересно. Женщина была душой общества, другом, не навязывала своих суждений, давала книги и хорошие советы – лечила сердечные проблемы. Многие оставались при ней и после окончания школы, я тоже приходил в гости лет до 20.

Учительница привила мне любовь к искусству. У Галины Петровны были очень интересные богемные друзья. Главным товарищем был художник 72 лет, пьющий, окна в его квартире были заклеены полиэтиленом… Она и сама была человеком творческим. Однажды сдала в издательство тетрадь со своими стихами, их не приняли. С расстройства Галина Петровна оставила в трамвае сумку…
 
В школе еще у меня был замечательный учитель истории Геннадий Николаевич Левиков. На уроки он приносил свои МГУ-шные конспекты и зачитывал. В этих конспектах был авторский взгляд, они отвечали на вопрос, почему происходило то или иное событие. Этот вопрос "почему?" – самое интересное в истории.

Математик Илья Адольфович Корнблюм хорошо развивал мою голову, прививал логическое мышление. Я ведь сначала поступал на математический, потом только подался в программирование. А вот с чем у меня провал, так это с физикой. На пути не попалось ни одного хорошего наставника этой дисциплины, А жаль, физика – красивая наука.
 
Моими учителям были и мои товарищи на факультете прикладной математики – два Ильи: Корытный и Бахмутский. Корытный меня снабжал запрещенной музыкой (а в Советском Союзе любая западная пластинка была запрещенной). Илья Бахмутский – гений, самая большая "голова", которую я встречал, – занял 1-е место на всесоюзной олимпиаде по математике. Теперь он программист в Израиле, от руководящих должностей отказывается.
 
В 20 лет переворот в моей голове сделала книга Эдаварда Йордона по структурному программированию. В 60-80-е годы, когда появилось программирование, толковых книг не было. Переводилась западная документация, и авторы издавали это как собственные работы. Перевод был очень плохим, книги писались просто "зубодробильным" языком. А тут вышла книга, написанная с юмором. Например, там был вопрос: хороший программист – кто это? И варианты ответов: 1) тот, кто пишет хорошие программы, 2) никогда не моется, 3) моется один раз в неделю. До сих пор какие-то места помню близко к тексту.





Так вот, три года назад Эдвард Йордон приехал в Минск на семинар. Во время его проведения президент EPAM Systems Аркадий Добкин рассказал, что когда переехал в Америку, был кризис, он никого не знал. В то время он прочитал книгу Йордона "Закат и падение американского программиста", в которой было написано, что вскорости к программированию в Штатах будут привлекаться специалисты из других стран. У Добкина в Минске осталось много знакомых программистов, и он последовал совету из книги Йордона: создал в США IT-компанию и привлек к разработке программного обеспечения своих друзей с родины. На семинаре Добкин попросил Йордона подписать эту книгу. А я захватил с собой свою книгу и тоже попросил ее подписать. Все думали, что мы сговорились. "Господи, я написал ее в 29 лет", – прошептал Йордон, подписывая экземпляр. Потом меня усадили обедать напротив американского ученого. Никогда и подумать не мог, что буду обедать с Йордоном.   

Александр Куллинкович, лидер и вокалист рок-группы "Нейро Дюбель"



– Ни имен, ни фамилий не помню. До 7 класса я учился в 99-й школе Минска. Невероятнейшую любовь к предмету мне привил учитель физики. Он был нормальным классическим преподавателем: не сухо зачитывал свой предмет, а пытался увлечь примерами из жизни, "веселостями". Физика, так же, как и химия, вообще очень интересная наука, и там есть о чем рассказать, кроме сухих формул.

Я сдавал учителю все, что мог, приходил на факультативы, оставался сверхурочно. Физика была моей жутчайшей страстью. Планировал и дальше ей заниматься – пойти учиться по этой части. И, наверное, был не одним учеником из школы, который увлекался предметом из-за того, что учитель преподавал очень-очень весело.

После 7 класса я поменял место жительства и перешел в другую школу. Там был уже совсем другой физик, который напрочь отбил мне охоту к дисциплине. Он был совершенно никаким учителем. Инвалид. Физический недуг, наверное, и сказался на характере. Ученики очень не любили его и его предмет. В первую же четверть я получил тройку (хотя до этого не было, наверное, ни одной даже текущей четверки – только пятерки). Как мне показалось, знал физику лучше преподавателя – этим ларчик и открывался.
 
В 9-10 класс я не пошел, мне это дело тогда показалось неинтересным. Отправился в ПТУ. И там запомнился преподаватель истории – женщина, которая очень эмоционально обучала предмету, рассказывала о событии не словами из учебника, а через призму своих переживаний. Периодически рассуждая о страшных исторических реалиях, она плакала – слезы не текли, но такой был вид. И опять же, все ученики увлекались дисциплиной, хотя в "хабзе" тот еще контингент. Историей я интересуюсь до сих пор.

Сергей Левин, бизнесмен, председатель наблюдательного совета парфюмерно-косметической фабрики "Сонца" 



– Я был золотым медалистом, круглым отличником – получал только пятерки, помню и люблю всех без исключения своих учителей. С ними связано очень много хороших воспоминаний. Пользуясь случаем, передаю всем привет. Но у меня одним из самых любимых предметов было пение, и песня – "Сел комарик на дубочек", как сейчас помню. Когда я выходил и пел эту песню, мне сразу ставили пять. Всю жизнь мечтал петь, но учительница музыки, потом, как только поднимал руку, говорила: "Вам – пять". То есть на каждом уроке, выступал я или нет, всегда получал "отлично".

Вот предмет, по которому я был бесспорным пятерочником, ни разу не отвечая, не выступая. Конечно, в душе догадываюсь, что она просто не хотела, чтобы я пел. А если бы она давала мне выступать, может быть, я стал бы музыкантом. А пришлось стать просто бизнесменом. 

 
Теги: Брест, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В День знаний, 1 сентября, TUT.BY поинтересовался у известных белорусов, кого из своих наставников топ-личности особенно хорошо помнят и кто и каким образом оказал...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика