Милицейские борцы с организованной преступностью могут остаться без работы. Но совсем не потому, что с оргпреступностью в Беларуси покончено навсегда…
На прошлой неделе министр внутренних дел Игорь Шуневич подписал приказ № 285 о реорганизации Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. Эту новостьраспространила правозащитная организация «Платформа». Официальным путем информацию подтвердить либо опровергнуть не удалось. Начальник ГУБОПиК полковник милиции Альберт Лягович в резкой форме отказался разговаривать по телефону с корреспондентом интернет-газеты Naviny.by на эту тему.
Образование в Беларуси специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью было положено приказом МВД СССР от 28 марта 1991 года, которым в центральном аппарате МВД СССР учреждалась новая служба — Главное управление по борьбе с организованной преступностью. В 1992 году на его базе было образовано управление по борьбе с организованной преступностью Главного управления криминальной милиции МВД Республики Беларусь. За прошедшие годы служба не раз меняла свое название, но никогда свое главное предназначение — борьбу с организованной преступностью.
По сведениям правозащитников, в рамках реорганизации ГУБОПиК грядут довольно существенные сокращения штатов, вызванные тем, что служба будет озадачена исключительно борьбой с коррупцией, а оргпресупность «повесят» на обычный уголовный розыск.
С одной стороны, это можно было бы приветствовать — ведь по количеству сотрудников органов внутренних дел на 100 тысяч населения Беларусь едва не впереди планеты всей. При этом на высшем уровне в последние годы особо подчеркивается существенное сокращение количества преступлений. Однако, как это уже не раз бывало, кадровые перетряхивания в системе МВД традиционно приводят к оттоку профессионалов.
В «Платформе» считают, что для белорусской власти важнее сохранить в МВД структуры политического сыска, которые будут гоняться за оппозицией, нежели структуру, которая борется с реальными преступниками. Такая игра с огнем для очередной галочки может обернуться катастрофой для Беларуси. За примерами далеко ходить не надо.
В России ровно четыре года назад указом президента был реорганизован, а по сути ликвидирован, Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и его подразделения, существовавшие в системе МВД с 1989 года. Вместо этой службы были созданы новые структуры, которые оказались практически не готовы противостоять профессиональному криминальному миру. Россия как была поделена на зоны влияния группировок воров в законе, так и осталась. Более того, активизировался процесс сращивания криминалитета с политикой и бизнесом. Мешать было некому. В настоящее в России вновь практически с нуля создают специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью.
Понятно, что реорганизация ГУБОПиК не есть ликвидация всей службы. Вполне возможно, что для ее проведения имелись некие неизвестные для широкой общественности предпосылки. К месту заметить, наши правоохранители не раз заявляли, что на территории Беларуси нет ни одного вора в законе, а организованная преступность уже не так актуальна как в «лихих 90-х». Однако история подсказывает, что почивать на лаврах — чревато. В начале 60-х минувшего века милицейские начальники доложили руководству СССР, что с профессиональным преступным миром они покончили навсегда. А в конце 80-х криминалитет вышел из подполья и показал свою мощь.
Да, формально в Беларуси нет криминальных лидеров со статусом вора в законе. Можно сказать, всех извели. Но, по сведениям Naviny.by, в крупных городах и практически в каждом районном центре есть так называемые «смотрящие», которые находятся в тесной связи с мощными российскими криминальными кланами. Один такой возглавляет небезызвестный Дед Хасан, считающий Беларусь едва ли не своей вотчиной. Именно от него в течение последнего года несколько раз наши края наведывал вор в законе Циркач, группировка которого специализируется на квартирных кражах и наркобизнесе в Подмосковье. Какие вопросы решал Циркач в Беларуси, можно только догадываться.
…Не исключено, что реорганизация ГУБОПиК является одним из плановых мероприятий в рамках заявленной реформы МВД. В то же время настораживает ставший уже традиционным подход руководства ведомства к так называемому совершенствованию деятельности. В первую очередь генералы почему-то обращают внимание на самые работоспособные структуры, находящиеся, образно говоря, на передовой борьбы с преступностью. Так, к примеру, уже было при министре Наумове, когда сокращению подвергся уголовный розыск. Система потеряла десятки профессионалов уголовного сыска. А что приобрела?
В рамках реорганизации ГУБОПиК грядут довольно существенные сокращения штатов, вызванные тем, что служба будет озадачена исключительно борьбой с коррупцией...