«В потребительской кооперации налажена системная работа по организации непрерывного профессионального обучения кадров всех уровней» . 21.by

«В потребительской кооперации налажена системная работа по организации непрерывного профессионального обучения кадров всех уровней»

13.10.2012 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эффективность работы руководителя и специалиста в современных условиях напрямую зависит от того багажа знаний, которым они обладают. Восполнить их недостаток призвана система непрерывного профессионального обучения кадров всех уровней, которая создана и успешно действует в потребительской кооперации. Однако, как верно подмечено, нет предела совершенству. Опять-таки в отдельных кооперативных организациях иногда имеет место недопонимание важности такого рода учебы. О роли и значении переподготовки кадров — беседа с заместителем председателя Правления Белкоопсоюза Николаем ЗАНКОВИЧЕМ.

— В чем сущность переподготовки и какова ее роль в образовании современных руководителей и специалистов?

— Переподготовка трактуется как получение дополнительной квалификации на базе уже имеющегося образования. При поступлении на работу современные специалисты и руководители уже имеют определенное высшее образование. Оно, конечно, является основой их профессиональной компетентности. Однако в современном мире зачастую сложны и разнообразны профессиональные обязанности, которые требуют дополнительных знаний и умений. Их получение не должно быть сопряжено с длительными сроками обучения. Именно для этих целей существует такая форма повышения профессиональной компетентности, как переподготовка. Приведу пример: руководителем торгового предприятия назначается лицо, имеющее высшее образование и квалификацию товароведа, но как руководитель этот работник будет выполнять управленческие функции, следовательно, ему, как минимум, необходима дополнительная квалификация экономиста-менеджера. Необходимость переподготовки возникает еще и тогда, когда у руководителя или специалиста изменяются его функции, расширяются его полномочия, но особенно такая форма необходима для лиц, образование и квалификация которых не вполне соответствуют выполняемой ими работе. Это так называемые «практики».

— Как обстоит дело с переподготовкой в организациях потребительской кооперации?

— В настоящее время в организациях потребительской кооперации не имеют профильного образования 622 руководителя и специалиста, или 5 % от общей численности, из них 78 человек прошли переподготовку в 2012 году.

— Инновационное развитие экономики требует от руководящих работников и специалистов их непрерывного профессионального совершенствования, освоения новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности. Какая работа в данном направлении проводится в системе потребительской кооперации?

— В потребительской кооперации налажена системная работа по организации непрерывного профессионального обучения кадров всех уровней. Ежегодно в учреждениях образования (подразделениях) повышения квалификации и переподготовки кадров и непосредственно в организациях потребительской кооперации непрерывным профессиональным обучением охвачено свыше 50 тыс. человек.

Значительный вклад в развитие системы непрерывного профессионального обучения кадров потребительской кооперации вносит ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров» УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации» — один из старейших и ведущих институтов Республики Беларусь в сфере дополнительного образования взрослых.

— По каким направлениям осуществляет свою деятельность ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров»?

— В соответствии со ст. 242 Кодекса Республики Беларусь об образовании и уставом университета в институте реализуются 6 из 12 образовательных программ дополнительного образования взрослых: повышения квалификации руководящих работников и специалистов; переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование; переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей — обучение антикризисных управляющих; профессиональной подготовки рабочих (служащих), а также образовательная программа обучающих курсов.

— В чем особенности реализации образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование?

— В институте переподготовка руководящих работников и специалистов системы потребительской кооперации осуществляется на специальном факультете по переподготовке кадров, образованном в 1991 г. на основании решения Центросоюза СССР и Гособразования СССР.

Переподготовка кадров осуществляется по целому ряду критериев: переподготовка руководителей и специалистов, не имеющих базового образования; переподготовка руководителей и специалистов по новым направлениям деятельности потребительской кооперации; переподготовка руководителей и специалистов, давно окончивших вузы, с целью овладения ими современным научным инструментарием анализа и решения проблем; переподготовка молодых специалистов, имеющих склонность к работе на руководящих должностях.

Ежегодно на специальном факультете по переподготовке кадров проходят переподготовку около 500 слушателей. За годы существования специального факультета прошли переподготовку почти 4000 слушателей, в том числе более 300 руководителей и специалистов системы потребительской кооперации Республики Беларусь.

— По каким специальностям осуществляется переподготовка руководящих работников и специалистов системы потребительской кооперации в институте?

— В соответствии с действующим законодательством в институте осуществляется обучение руководящих работников и специалистов системы потребительской кооперации по 17 специальностям переподготовки: «Правоведение» (квалификация — юрист, срок обучения — 21 месяц), «Экономика и управление на предприятии потребительской кооперации» (квалификация — экономист, срок обучения — 21 месяц), «Экономика и управление на предприятиях торговли» (квалификация — экономист, срок обучения — 21 месяц), «Экономика и управление на предприятии промышленности» (квалификация — экономист-менеджер, срок обучения — 20 месяцев), «Экономика и управление на малых и средних предприятиях» (квалификация — экономист, срок обучения — 20 месяцев), «Экономика труда» (квалификация — экономист, срок обучения — 24 месяца), «Экономика во внешнеэкономической деятельности» (квалификация — экономист, срок обучения — 18 месяцев), «Управление персоналом» (квалификация — специалист по управлению персоналом, срок обучения — 20 месяцев), «Финансы» (квалификация — финансист, срок обучения — 22 месяца), «Налоги и налогообложение» (квалификация — специалист по налогам и налогообложению, срок обучения — 18 месяцев), «Бухгалтерский учет и контроль в потребительской кооперации» (квалификация — бухгалтер-экономист, срок обучения — 21 месяц), «Бухгалтерский учет и контроль в банках» (квалификация — бухгалтер-экономист, срок обучения — 18 месяцев), «Бухгалтерский учет и контроль в промышленности» (квалификация — бухгалтер-экономист, срок обучения — 18 месяцев), «Бухгалтерский учет и контроль в торговле и общественном питании» (квалификация — бухгалтер-экономист, срок обучения — 18 месяцев), «Маркетинг» (квалификация — маркетолог, срок обучения — 18 месяцев), «Коммерческая деятельность на рынке товаров народного потребления» (квалификация — экономист, срок обучения — 22 месяца), «Антикризисное управление предприятием» (квалификация — менеджер-экономист, срок обучения — 22 месяца).

Кроме того, получено разрешение Министерства образования Республики Беларусь на открытие переподготовки руководящих работников и специалистов по 3 специальностям на уровне высшего образования: «Логистика» (квалификация — специалист по логистике-экономист, срок обучения — 18 месяцев), «Экономика и управление на предприятии гостиничного и ресторанного хозяйства» (квалификация — экономист, срок обучения — 18 месяцев), «Современный иностранный язык» (квалификация — переводчик-референт, срок обучения — 10 месяцев, вечерняя форма получения образования), а также по 2 специальностям на уровне среднего специального образования: «Организация документационного обеспечения управления» (квалификация — секретарь-референт, срок обучения — 9 месяцев), «Бухгалтерский учет и контроль в промышленности» (квалификация — бухгалтер, срок обучения — 9 месяцев).

— Какие категории граждан принимаются на обучение?

— В институт на обучение по образовательной программе переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, на очную и заочную форму получения образования принимаются: руководящие работники и специалисты системы потребительской кооперации по направлениям организаций потребительской кооперации в соответствии с планом приема, утвержденным Правлением Белкоопсоюза; руководящие работники и специалисты организаций других министерств и ведомств, учебных заведений; индивидуальные предприниматели; граждане по личным заявлениям; студенты старших курсов высших учебных заведений в соответствии с действующими нормативными документами.

Прием осуществляется по целевым направлениям организаций, а также на основе договоров с оплатой юридическими или физическими лицами.

— Каковы стоимость обучения и порядок ее оплаты?

— Стоимость обучения в институте определяется исходя из затрат на обучение, в настоящее время составляет 4,5 млн. белорусских рублей за год обучения. Оплата производится в несколько этапов, по кварталам.

— Какие гарантии предоставляются руководителям и специалистам, направляемым нанимателем на обучение (переподготовку)?

— В соответствии с Положением о гарантиях работникам, направляемым нанимателем на профессиональную переподготовку, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 101 (ред. от 15.07.2011 № 956), предусмотрены гарантии при переподготовке:

— руководящим работникам и специалистам, направленным на переподготовку в заочной форме получения образования в другой населенный пункт, в период их нахождения на сессии выплачиваются суточные до 60 календарных дней по установленным нормам командировочных расходов в течение каждого учебного года;

— оплачивается проезд к месту обучения и обратно;

— за работником сохраняется средняя заработная плата по месту работы на время нахождения на сессии.

— Какой документ об образовании выдается слушателям, освоившим содержание образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование и прошедших итоговую аттестацию?

— По окончании обучения слушателям института выдается государственный диплом установленного образца о получении второй специальности с присвоением квалификации.

— Как можно получить при необходимости дополнительную информацию?

— Контактные телефоны: (8-0232) 48-92-02 — директор института; (8-0232) 48-96-40 — декан специального факультета; (8-0232) 48-07-83 — деканат специального факультета. Адрес института: 246029, г. Гомель, просп. Октября, 50.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

 
Теги: Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика