Перед встречей с Юрием Ледником мне пришлось изрядно поволноваться: информации о нем в интернете мало. О чем думает, как мыслит и зачем курирует на канале «Беларусь 1» массу телевизионных проектов, непонятно. Недавно Ледник стал заместителем директора Агентства телевизионных новостей, что тоже характеризует человека: Юрий прошел в новостях путь от студента курса ведущих до начальника. Но даже как выглядит темная лошадка АТН, я лишь смутно догадывалась, вспоминая давнишнюю передачу «P.S.».
Встретились мы в кабинете, где в шкафу стоит фотография почти десятилетней давности молодого Ледника (на телевидение он пришел как раз в 2003 году), а на стене висит монитор, где из студии транслируют запись знаковой передачи «Клуб редакторов», которую Юрий среди прочих тоже курирует. Во время нашей беседы он поглядывает на экран: все ли гости «клуба» в сборе, оживленно ли дискутируют, не статична ли картинка? Параллельно рассказывает мне о харизме главных редакторов, новой концепции теленовостей, счастье, родине и общественном самосознании.
— Юрий, чем вызвано ваше назначение заместителем директора АТН?
— Наверное, тем, что я знаю всю телевизионную кухню изнутри. Отправьте меня сейчас сюжет снимать — я ж все сделаю, даже смонтирую сам, без помощи видеоинженера. К тому же неплохо ориентируюсь в политической ситуации как внутри страны, так и вокруг нее.
— Попытаетесь найти новую интонацию в подаче новостей?
— На телевидении уже все давно придумано. Можно только до бесконечности совершенствовать технические моменты и главное — пытаться доносить информацию до зрителей некондовым языком, искать новые повороты актуальных обсуждаемых тем. Я не сторонник того, что новости следует разжевывать так, чтобы они становились понятными даже жителям глухого хутора. Убежден, что наши бабушки и дедушки жизнь прожили не в дремучем лесу и порой лучше нас ориентируются, как, где и что происходит. А вот рассказать о тех или иных общественно–политических событиях интересно — для нас важно, к этому стоит стремиться. Как государственный телеканал мы, например, не можем начать выпуск АТН с так называемой народной новости: собачка в лесу заблудилась или поросенок с фермы сбежал.
— Ну как же? Совсем недавно видела в «Панораме» сюжет о конкурсе красоты среди коров...
— Но ведь «Панорама» с этого не начиналась? А с другой стороны — это интересно. Мы ведь работаем не только для хайтек–продвинутой аудитории, но и для тех, кто этих самых коров выращивает и считает их самыми красивыми. Вопрос опять же в том, как об этом рассказывать. Мы попытались сделать это необычно.
— Заметила, и в программе «Актуальное интервью» появились новые ходы. Раньше ведущий статично в кресле сидел. Теперь встречает гостя, за стол усаживает — за окошком машины бегают.
— Да, ищем, экспериментируем. И уже интереснее стало смотреть, правда?
— Соглашусь. А реформы будут касаться вашего сайта и страниц в социальных сетях? Пока они, мягко скажем, неактивно используются.
— Конечно же, у нас есть интернет–вещание. Не так давно мы возобновили онлайн–конференции. К нам в гости приходят очень интересные личности, и есть такая идея — параллельно с интернетом транслировать беседы с нашими героями на телеканале «Беларусь 24» и на радио. Не могу сказать, что в своих выпусках мы используем новости из социальных сетей. К сожалению, в интернете слишком много непроверенной информации, и то, что выдается, например, как землетрясение в 7 баллов по шкале Рихтера, часто в действительности не соответствует и половине балла.
— Я где–то читала, что «Клуб редакторов» — это оригинальный продукт и на других «кнопках» аналогов ему нет. Так ли это?
— Пытался «мониторить» — ничего похожего не нашел. Задумка программы принадлежит ее ведущему — Геннадию Давыдько, а в жизнь ее воплотили сотрудники АТН. Проект получился действительно оригинальным: все главные редакторы — грамотные люди, чувствуют тренды и в политике, и в культуре, и во всей жизни общества. За круглым столом они поднимают очень актуальные вопросы, а иногда затеваются прямо настоящие баталии. Например, когда обсуждали запрет продажи плодово–ягодных вин, дебаты были бурными: спорили, перебивали друг друга, даже, можно сказать, сцепились, поскольку проблема волнует всех. Или возьмем последний эфир — главной темой стал трагический случай в Минске: 9–летнего мальчика возле школы насмерть сбила машина. Мы попытались посмотреть на проблему шире: как такое произошло? Что это за явление? Почему, если висит запрещающий знак, родители его не замечают и цинично, нарушая ПДД, на следующий же день после трагедии снова подвозят своих детей непосредственно к крыльцу?
— Так удобно. Вот и все. Некоторые люди заметно деградировали. И не без помощи телевидения, которое потакает вкусам самых инфантильных слоев населения. Об этом сейчас много говорят и пишут.
— Но не все же стали инфантильными. Есть и такие, которые несли цветы на место аварии, лампады и даже пытались своими силами перегородить въезд на территорию школы. Отчасти я с вами согласен: возможно, политика социальной поддержки и воспитала некоторое социальное иждивенчество. И коль скоро вы обвиняете в этом телевидение, то мы готовы научить людей быть и другими, духовными в том числе. Над этим мы тоже работаем.
— Какой вы руководитель?
— Стараюсь быть прямолинейным, открыто говорить все, что думаю, и делать свою работу хорошо. В управлении людьми предпочтение отдаю взвешенному подходу. Как говорится, нет плохих сотрудников или плохих начальников, есть непопулярные управленческие решения.
— О каких карьерных высотах мечтаете?
— Прежде всего хочу быть счастливым человеком: в детях, семье, работе. Если мне кто–то доверяет определенное дело — стараюсь быть надежным человеком, чтобы за поступки не было стыдно. Между сегодняшним днем и мечтой лежит пропасть, и пройти ее нужно достойно.
— Знаю, что работа у вас отнимает очень много времени — телевидение затягивает. Как дома к этому относятся?
— Недавно ребенок подходит ко мне и говорит: «Папа, а ты скажи сегодня своему дяде–начальнику, что тебе сына надо забрать из садика». Такие моменты дороже всего.
— И как «дядя начальник» реагирует?
— Приятно, когда понимает, что к работе ты относишься с душой, но иногда у тебя сын в садике.