Оказывается, иногда с соседями проще договорится, чем с партнерами и конкурентами внутри страны. На неделе разгорелся нешуточный конфликт, который можно назвать так: магазины у дома против гиперов. Предприниматели обвинили крупных сетевых ретейлеров в несправедливых ценах и недобросовестной конкуренции. Мол, "что ни маркет, то супер", как выживать торговцам с малыми аппетитами и возможностями. И им ответили. Аргументы акул торгового бизнеса выслушала Наталья Кузьмицкая.
Прийти к открытому диалогу в случае, когда у каждой из сторон своя правда, достаточно проблематично, поэтому расставить точки над "і" в торговом балансе страны, по всей видимости, придется кому-то из правительства, не дожидаясь закона о государственном регулировании торговли и общественного питания, и пока конфликт интересов не перерос в настоящую торговую войну. Гипермаркеты монополизируют рынок, создают условия для недобросовестной конкуренции и драконовские отсрочки по платежам производителям. Такие обвинения всерьез озадачили держателей крупных торговых сетей, ведь на сегодняшний день самые успешные ретейлеры делят между собой "скромные " 25 % потребительского рынка. В то время как в любой другой европейской стране эти показатели колеблются от 50% до 80%. А отсрочки по платежам составляют не более 30 дней. (Андрей Зубков, генеральный директор ООО "Евроторг", сопредседатель "Ассоциации ретейлеров") Кроме всего прочего, зачастую акулы торгового бизнеса соревнуются исключительно между собой, сдерживая ценовой уровень и фактически инфляцию. Гипермаркеты служат площадкой для продажи белорусских товаров, а разнообразие представленного ассортимента препятствует выезду потребителей в поисках лучшего предложения за границу. (Андрей Зубков, генеральный директор ООО "Евроторг", сопредседатель "Ассоциации ретейлеров") Значимость этого понимают и некоторые держатели мелкого розничного бизнеса, пришедшие в торговлю еще в далекие девяностые, которые по-прежнему не только держатся на плаву, а успешно развивают сеть магазинов у дома. (Сергей Смольский, генеральный директор открытого акционерного общества "Постторг") Ведь социальные программы в торговле практически всегда решаются за счет функционирования гипермаркетов: тут и экономия семейных бюджетов, и поддержка малоимущих слоев населения за счет дисконтных программ, а кроме всего прочего, создание высокооплачиваемых рабочих мест. Все эти задачи не по силам держателям так называемых магазинов у дома. (Андрей Зубков, генеральный директор ООО "Евроторг", сопредседатель "Ассоциации ретейлеров") Кто восстановит мир в этом торговом конфликте - пока вопрос открытый, ведь на достаточно весомые обвинения есть не менее весомые ответы. Ну а сама конкуренция, даже такая острая, лишь на руку покупателям. В борьбе за клиента и у крупных, и у мелких продавцов аргументы должны быть одни - снижать цену и расширять предложение.