Год бережливости. Что в материальном плане? Быть бережливым — значит быть экономным или скупым? Может, бережливость — это расчетливость? Или это способ отношения к жизненным ценностям? К своему здоровью? Понятие объемное. Сколько людей, столько мнений.
Слежу сейчас за соревнованиями Кубка мира по биатлону. В одном репортаже прозвучало: норвежской биатлонистке Туре Бергер коммуна выделила участок земли... без воды и канализации. Когда главная претендентка на Большой хрустальный глобус завернет винтовку в сукно, она возьмет супруга и поедет жить назад, на природу.
Недоумеваем вместе с друзьями: зачем Туре домик в деревне? Эмираты, Лазурный берег — вот уровень жизни спортсменки ее полета. Не понять нам Туру. Правда, на домики в деревне нынче и у нас мода. У одних — от недостатка денег. Другие же уповают на экологию. Вот только до бережливости даже в личном экопространстве еще далеко.
Оглянитесь вокруг. Ради машино–места у нас не зазорно срубить дерево, закатать в асфальт клумбу. Осознание экономии и бережного отношения (к природе, к здоровью и т.д.) пробуждается порой лишь тогда, когда дело касается личного кошелька.
Стара поговорка насчет копейки, которая рубль бережет. Но об экономии в масштабах страны задумываемся не каждый день. Бережливость, увы, не всегда наш конек. В Бресте, к примеру, 31 декабря дорожный рабочий на улице Машерова укладывал лопатой в мокрые ямки что–то серое. Возможно, асфальт. А потом на глазах у изумленных водителей затаптывал ногами. Не верю, что это — ноу–хау. Обычная безалаберность. Но деньги — бюджетные! Все спешат, торопятся. Ради чего? Чтобы через месяц–другой снова выйти на ту же улицу с лопатой?..
Энергосберегающая альтернатива у нас тоже приживается с трудом. А то и глохнет на корню. Несколько лет назад в тепличном комбинате «Берестье» построили первую очередь геотермальной станции. А похвастать нечем. В минувшем году станция добывала воду чуть больше двух месяцев. Мощности не используются, затраты не окупаются, бюджетные средства использованы неэффективно. Таков, кстати, вывод КГК Брестской области.
В Норвегии, откуда Тура Бергер, жилье строится так, чтобы максимально использовать природное тепло. Солнечные батареи освещают загородные дома, обеспечивают работу теле– и радиоприборов. И это в северной стране. Солнечные деньки есть и у нас. Так давайте воспользуемся! Не получается...
Профессор Брестского технического университета Виталий Северянин считает солнечную энергетику в наших широтах вполне эффективной. Он изобрел гелиоустановку «Луч». Но материализовалось изобретение в единственном экземпляре. Нет спроса.
Кроме солнца, в стране есть ветер. Профессор учел, что ветер у нас слабее, и сделал ветроустановку с широкими лопастями. Но она не применяется.
Не скоро мы увидим в действии и геогелиотеплоцентраль Северянина, с помощью которой можно собирать солнечное тепло летом, сохранять его, а потом использовать в разных вариантах, включая производство электроэнергии...
Если покопаться в причинах, приходишь к грустному выводу: самосознательность в деле экономии у многих из нас присутствует, если обещаны дивиденды личному кошельку. На уровне предприятия заботиться о бережливости, считаем, должны не мы. Тогда кто?
Государственный бюджет — это как бы общее, не наше, рассуждаем. Да, мы его наполняем своими налогами. И... самоустраняемся. Выключить свет в подъезде или не ставить машину на тротуарную плитку, казалось бы, плевое дело. Не спешим. Наоборот, возмущаемся: ЖКХ плохо работает, стоянок не хватает. Зачем экономить? Мы же не голодаем. Воздух у нас почти чистый. Вода хорошая...
Ой, трудно нам еще понять Туру Бергер, которая обещала Большой хрустальный глобус встроить в лампу. В том самом новом доме без воды и канализации. Почитала я несколько интервью со спортсменкой. Пришла к выводу: понятие бережного отношения к окружающему миру, заработанным деньгам и регалиям для Бергер, кажется, — даже не осознанная необходимость, а обыденность. Норма.
Чем мы хуже? Время учиться быть бережливыми. Здесь и сейчас.