Привычные талончики на общественный транспорт и бумажные проездные в Минске скоро могут стать таким же раритетом, как аудио– и видеокассеты или дискеты. Технологии наступают. О перспективах автоматизированной системы оплаты и контроля проезда представители «Минсктранса» говорили давно. И вот у задумки появились конкретные очертания. Пилотный проект системы уже успели продемонстрировать председателю Минского горисполкома Николаю Ладутько.
Нюансы тарифной политики будут определены позже. Пока же можно говорить концептуально. Итак, решено, что проездные документы заменит бесконтактная смарт–карта. Точно так же, как и при оплате услуг мобильной связи, ее баланс нужно постоянно пополнять. Не только в киосках и точках, которые еще предстоит оборудовать, но и, как планируется, в специализированных терминалах. Никаких турникетов! Чтобы оплатить проезд, карту достаточно будет поднести к специальному устройству в салоне — валидатору. Планируется, что эта современная электронная технология заменит и традиционные компостеры, и кондукторов. Зато контролеров станет больше. Теперь им уже не придется сличать, какой узор и сколько дырок на талончике, не пытался ли хитрец–пассажир пробить его второй раз. Проверяющих оснастят ручным считывателем бесконтактных проездных. Обмануть такую систему, пожалуй, невозможно.
— Автоматизированная система оплаты и контроля проезда может интегрироваться с системой диспетчерского управления пассажирским транспортом. Такая опция будет полезна при дифференцированной системе оплаты проезда — в зависимости от расстояния. Валидаторы смогут получать информацию о местоположении транспортного средства — чтобы рассчитать стоимость поездки, — анонсируют потенциальные возможности новации в «Минсктрансе».
Очевидно, введение электронного проездного может стать импульсом для создания гибкой системы скидок. Нынче пассажиры, которым нужно добираться из одного конца города в другой, за проезд платят столько же, как и те, кто заходит всего на одну остановку. Разве это справедливо? Система, кроме того, допускает введение льготных тарифов с использованием персонифицированных карт.
Впрочем, многоразовыми проездными документами пользуются далеко не все. Как же быть тем, кто привык покупать талоны? А это, между прочим, около 40 процентов пассажиров! В «Минсктрансе» утверждают: одним из элементов автоматизированной системы оплаты и контроля проезда станет электронный компостер. Мол, он может работать параллельно, гася одноразовый билет — проставляя на нем дату, время и номер транспортного средства. Такой компостер, к слову, равно как и валидатор, блокируется во время работы контролеров.
У системы есть и другое предназначение. Все данные о количестве пассажиров передаются в процессинговый центр. А значит, для транспортников это хороший способ определить, сколько человек пользуются тем или иным маршрутом. Полученную информацию проанализировать. И на ее основании оптимизировать транспортную сеть. Часть маршрутов закрыть, часть — сократить, часть — изменить... Система в полной мере должна заработать в следующем году.
А в это время
С 5 февраля Белорусская железная дорога упрощает процесс сверки личных данных пассажиров, приобретших электронный билет. Для посадки в вагон нужно будет показать паспорт. Проводник соотнесет с информацией в ведомости лишь фамилию пассажира, но не номер указанного при электронной регистрации документа.
— Бывали случаи, когда пассажиры при регистрации допускали ошибки и в результате их не пускали в поезда, — прокомментировали нововведения в БелЖД.
Кроме того, согласно новому порядку работы один пассажир на свой документ может оформить электронный билет не только для себя, но и для еще троих попутчиков. Однако при этом он вместе с остальными пассажирами должен действительно отправиться в поездку.