Заплатить за квартиру, свет и телефон, заполнить налоговую декларацию, записаться на прием к врачу, узнать, какая очередь на границе, зарезервировать нужный день для подачи заявления о вступлении в брак, оформить заявку на прием к руководству Высшего Хозяйственного Суда и многое другое сегодня можно сделать через интернет. И с каждым годом список электронных услуг пополняется: в 2012-м их оказали почти вчетверо больше, чем в 2011-м. Всего же в стране уже 261 дистанционная операция.
Сведения о них аккумулируются на портале www.portal.gov.by, предназначенном как для бизнеса, так и для населения. Департамент информатизации Минсвязи считает одной из основных своих задач создание и развитие новых электронных услуг - только за прошлый год их стало на 97 больше. Однако это не означает гонку за количеством. Сейчас, например, согласно плану составляется перечень тех операций, что прошли обкатку и готовы к запуску. Заместитель директора департамента Михаил Чащин объясняет, что это возможно только после большой подготовительной работы: "Должен быть цифровой архив, подтверждение достоверности информации, ее актуализация. Надо учесть все нюансы: налоговые, административные и так далее. Вот электронный билет. Тут есть еще что доработать. Как, заказав его для поездки в командировку, потом отчитаться? Услуга подразумевает и соответствие нормативным актам, и взаимодействие с другими органами, и изменение бухгалтерии. Это непросто". Кроме того, по плану развития единого портала электронных услуг предстоит провести комплексные мероприятия. Например, запустить систему идентификации лиц, ведь для полноценного предоставления услуг необходима единая цифровая подпись.