Клиент всегда прав?. 21.by

Клиент всегда прав?

20.03.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Как защититься от недобросовестной рекламы и финансовых пирамид

Кредиты под неожиданно огромные проценты, лживая и слишком навязчивая реклама, завышенный курс доллара в интернет-магазине, просроченные товары… Претензий к торговле у современных потребителей немало.

Как рассказала председатель Белорусского общества защиты потребителей Анна Суша, в прошлом году в его организационные структуры обратились около 24 тысяч потребителей, на досудебной стадии было урегулировано 1217 споров, а в суд подано 698 исков. На что жалуются люди и как им помочь? Заместитель министра торговли Ирина Наркевич рассказалао наиболее значимых новшествах, которые готовит министерство для решения назревших в сфере торговли проблем.

Рекламная пауза

10 июля 2013 года вступят в силу поправки в Закон “О рекламе”. Что изменится? Во-первых, чтобы  пресечь создание финансовых пирамид типа “МММ”, предполагается ввести запрет на рекламу деятельности лиц, не зарегистрированных в качестве организаций и индивидуальных предпринимателей, по привлечению денежных средств, электронных денег и другого имущества. Кроме того, в рекламе запретят использовать слова “подарок”, “бесплатно”, “ноль рублей” и подобные, если на самом деле за рекламируемую услугу потребителю придется платить. А в рекламе банковского вклада клиентов предупредят о праве банка уменьшать проценты по вкладу или депозиту. Многих нервируют бесконечные рекламные сообщения сотовых операторов. С вступлением в силу поправок к закону операторы связи, которые включают в договор согласие абонента на получение рекламы, должны будут дополнительно проинформировать человека о его праве отказаться от нее.

Министерство торговли также внимательно изучит рекламу, которая вводит потребителей в заблуждение, предоставляя неполную информацию о предлагаемых товарах и услугах. К примеру, с помощью такой хитрости. Если вы видите за границей объявления о скидках, то 50 процентов, обещанных в рекламе, — это действительно 50 процентов скидки. “У нас же в магазинах пишут “Скидка до 70 процентов”, а в действительности только какая-то одна вещь продается по такой скидке, — объясняет на примере замминистра торговли. — Придумали какие-то скидки от торговых надбавок, но люди этого не понимают. Скидки должны указываться от цены товара, а не от торговой надбавки. Мы пропишем это требование в постановлении по наружной рекламе”.

Ценник — в рублях

В прошлом году в Министерство торговли поступило более 6,5 тысячи обращений. В основном в профильное министерство жалуются именно на сферу торговли: доля таких обращений составляет 45 процентов от общего числа. По словам Ирины Наркевич, недовольны граждане просроченными товарами в магазинах, ненадлежащей маркировкой, неправильным оформлением ценников. Жалуются также на нарушение правил ведения книги замечаний и предложений, обвес, обсчет и нарушение режима работы торговых объектов. И в основном претензии обоснованные. Проверки показывают, что многие нарушения связаны с несоблюдением в торговых объектах санитарных требований и метрологических норм и правил.
Стало больше  жалоб в адрес интернет-магазинов, и специалист Минторга связывает это с развитием сферы интернет-услуг, но не всегда высоким уровнем их качества. Сейчас в Беларуси зарегистрировано более пяти тысяч интернет-магазинов, это на 40 процентов больше, чем год назад. В два раза вырос товарооборот в интернет-торговле. Чаще всего граждане жалуются на несвоевременную доставку из интернет-магазина, отсутствие заявленного товара, несоответствие заявленных цены и характеристик товара фактическим, а также отказ в выдаче документов об оплате и других сопроводительных документов.

Сейчас  некоторые продавцы не регистрируют интернет-магазины в Торговом реестре, размещая их на специальных торговых площадках. Но это не избавляет владельца интернет-магазина от необходимости законной регистрации. По словам Ирины Наркевич, планируется закрепить на законодательном уровне нововведение: торговые площадки будут обязаны оказывать потребителям содействие, если возникнут какие-то проблемы с интернет-магазином, размещенном на их базе. В ближайшее время Министерство торговли планирует также еще больше упростить регистрацию интернет-магазинов, чтобы электронную заявку можно было отправить из дома.

Кстати, поправки в Закон “О рекламе”, о которых мы рассказывали выше, предусматривают обязанность продавцов указывать розничную цену товаров в белорусских рублях (в том числе в интернет-магазинах), за исключением случаев реализации товаров за иностранную валюту в установленных законодательством случаях. Это убережет людей от переплат, как бывает сейчас, когда цена указана в долларах, а курс в интернет-магазине может быть завышенным.

 Берегите себя!

Ирина Наркевич призвала белорусов активнее пользоваться информацией, размещенной на сайте министерства www.mintorg.gov.by, для самозащиты. Кроме того, специалист напомнила, что местные исполкомы уполномочены оказывать потребителю юридическую помощь  по составлению жалобы или иска в суд, для этого в каждом районе есть уполномоченный по защите прав потребителей.

Микрокредит — макропроблема

Кроме того, специалист остановилась на проблеме, когда, неосмотрительно взяв кредит и в силу жизненных обстоятельств потеряв возможность его выплачивать, человек попадает в настоящую финансовую кабалу. Хоть это пока более характерно для России, в Беларусь также приходят банки, которые привлекают для возврата кредитных денег коллекторские агентства. В связи с этим, по мнению заместителя министра торговли, необходимо разработать закон о банкротстве физического лица, это позволит минимизировать для человека риск пострадать от подобной схемы.

Возможно, вы обращали внимание на рекламу простых кредитов, которые предлагают взять не банки, а какие-то другие организации? Замминистра торговли рассказала, что в последнее время на деятельность микрофинансовых организаций (МФО), предоставляющих гражданам займы в качестве альтернативы банковским услугам, поступает очень много жалоб от потребителей. Людей вводит в заблуждение реклама таких организаций, в которой не указывается информация о проценте, под который выдается заем, сроке пользования заемными средствами либо указываются не соответствующие действительности сведения об условиях получения займа. В феврале этого года одна из таких микрофинансовых организаций была оштрафована на основании составленного Минторгом протокола на два миллиона белорусских рублей за распространение ненадлежащей рекламы. По словам замминистра торговли, Национальный банк сейчас разрабатывает проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность МФО, потому что пока она не подпадает под действие банковской системы.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как защититься от недобросовестной рекламы и финансовых пирамид
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика