Вчера десятки жильцов из подъезда № 10 дома 85 по минской улице Плеханова, где 23 февраля прогремел взрыв, должны были вернуться домой. Сразу после ЧП их расселили в гостиницу и интернат, обеспечили всем необходимым. До самого последнего момента руководство УП ЖРЭО Ленинского района подтверждало: «Да, планируем заселение, но не выше 7–го этажа». Однако по соображениям безопасности решили все же ненадолго его отложить.
...Жильцов ожидали ближе к обеду, но уже в 11 часов у дома было многолюдно. Четыре окна на закопченной сажей стене 9–го этажа затянуты пленкой. У подъезда — круглосуточный пост из двух сотрудников милиции: вход только для жильцов и сотрудников служб. А собрались здесь все службы без исключения.
Хозяйка квартиры № 346 Ванда Банникова каждый день приходит навестить свое жилище, проветрить:
— Да что вы, никакого заселения сегодня не будет! К моей квартире еще никто не подступался. Мы сами с мужем и сыном вскрывали и выбрасывали вздувшиеся полы. Нам говорят вывезти мебель. А куда? Но, знаете, самый главный вопрос: почему случился взрыв? Нам никто не объяснил. Поэтому опасаемся...
Действительно, официальной версии произошедшего пока нет, хотя дело расследуют как минимум 4 комиссии, эксперты и следователи. О сумме ущерба, как выяснилось, тоже пока говорить рано. По словам отселенных жильцов, им обещают около 8 миллионов рублей на квартиру. Материальную помощь по горячим следам оказали неработающим пенсионерам: вначале по 900 тысяч, а потом еще по 2,5 миллиона.
Директор УП ЖРЭО Ленинского района Алексей Корольков комментирует текущий момент:
— Автокран снялся с объекта только во вторник. А по технике безопасности в зоне работы крана никаким другим службам, и тем более гражданам, находиться нельзя. То есть до позавчерашнего дня в подъезде работал только «МАПИД», выполнявший главные, фундаментальные работы — по усилению и восстановлению ограждающих конструкций квартир. И только сейчас к отделочным работам по согласованию с жильцами приступает ОАО «Минскремстрой». Заселение мы действительно пока отменили. Ждем окончательного заключения УП «Мингаз», УП «Белвентиляция» и электриков.
Лифт запускают при мне. Следом включают и газ. Все опорные конструкции уже вынесены из квартир и стоят на лестничных площадках. Тем временем внутри работают комиссии по определению ущерба и фронта работ. Кстати, 4 квартиры вообще отказались от ремонта. Только одна была застрахована: дефектный акт уже составлен и выдан на руки для получения страховки. Однако кое–кто, как оказалось, пытается просто воспользоваться случаем. «К примеру, на 3 — 4–м этажах у некоторых жильцов замечаний и претензий по ущербу нет вообще, а на первом требуют чуть ли не капитального ремонта, списывая запущенное в течение десятилетий состояние квартиры на взрыв», — замечает Алексей Корольков. Тем не менее УП ЖРЭО Ленинского района намерено максимально внимательно отнестись к пожеланиям пострадавших: «Если были белорусские обои — оклеим белорусскими, были немецкие — предложим аналогичные по выбору хозяина квартиры». Жильцам даже предложили приносить чеки из химчисток, чтобы возместить их затраты. Ну а заселят людей лишь тогда, когда на 100 процентов будут уверены в их безопасности.