Государству проще привлечь рабочих из-за рубежа, чем удержать своих?. 21.by

Государству проще привлечь рабочих из-за рубежа, чем удержать своих?

15.04.2013 11:44 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

За последние годы белорусы ощутили на себе две девальвации, трехзначную инфляцию, что вызвало падение уровня жизни и урезание льгот. Возможное улучшение или хотя бы стабилизация ситуации в будущем, несмотря на заявления первых лиц государства и реализацию принципа «всем по 500», тоже под вопросом. В результате за длинным рублем белорусы стали чаще выезжать за границу.

Согласно мартовскому социологическому опросу, проведенному Независимым институтом социально-экономических и политических исследований, достаточно большое количество наших соотечественников за последние годы выезжало за рубеж на заработки. Так, на вопрос «За последние несколько лет приходилось ли Вам самим, Вашим родственникам или знакомым выезжать на заработки за пределы Беларуси?» 48,8% ответили положительно.

Такую потрясающую цифру смягчает лишь то, что ответы касались не только респондентов лично, но и их родственников, знакомых.

Тем не менее, есть над чем задуматься. В случае если ситуация с трудовой миграцией будет усугубляться, Беларусь может превратиться в одного из лидеров среди экспортеров рабочей силы в Европе. А может, это и не страшно вовсе?


Работяга за рубеж — начальству легче

Если разобраться, то трудовая эмиграция несет в себе и определенное количество плюсов. Например, ее увеличение позволяет смягчить отрицательный экономический и социальный эффект от безработицы, с которой руководство страны борется устаревшими административными методами. Проще говоря, маскирует.

Согласно данным Белстата, безработица в стране на 1 января 2013 года опустилась до исторического минимума в 0,5%, однако независимые исследования показывают совершенно другие цифры.

Согласно мартовскому опросу НИСЭПИ, в статусе безработного успело побывать более трети белорусов — 36,4%, а 27,2% опрошенных больше всего опасаются потерять работу.

Большой же разрыв между официальным и реальным уровнем безработицы в стране объясняется методикой подсчета. Согласно белорусскому законодательству, безработными считаются лишь лица, зарегистрированные в службе занятости, однако из-за больших требований к безработному и низкого размера пособия граждане не спешат регистрироваться.

Такие цифры социологического опроса свидетельствуют о колоссальном разрыве между благостной официальной картиной и реальностью. В этой ситуации трудовая эмиграция позволяет смягчить последствия безработицы и удержать ее рост. Для белорусских властей этот аспект очень важен, ведь чем выше уровень безработицы в стране, тем выше градус недовольства населения властями.

Таким образом, открытая граница с Россией, на которую приходится основной процент трудовой миграции, для белорусских властей просто подарок.

Кроме возможного сдерживания роста безработицы, у трудовой миграции есть еще и такой положительный момент, как дополнительный источник валютного дохода в виде денежных переводов из-за рубежа. В ряде развивающихся стран денежные переводы эмигрантов составляют от 10% до 30% ВВП страны. В Беларуси эта цифра, по различным подсчетам, варьируется от 0,5% до 6,3% ВВП.

Наконец, миграция позволяет незначительно сократить социальные расходы бюджета.

Белорусскому руководству перечисленные выгоды от миграции на руку, тем более что она вдобавок смягчает социальную напряженность. Однако не стоит забывать про оборотную сторону медали.


Страна рискует остаться без лучших мозгов и рабочих рук

Первые негативные последствия от трудовой миграции как бизнес, так и государственный сектор начали ощущать сразу же после кризиса 2011 года. Главным проявлением этого стал дефицит кадров.

В госсекторе с этим особенно сильно столкнулась строительная отрасль, что чуть было не стало причиной неисполнения государственной программы строительства жилья, а также ряда инвестиционных проектов. Нехватку кадров строительная отрасль ощущает до сих пор. Причина достаточно проста: в России белорусские строители могут получить зарплату в 4-5 раз выше. Туда в основном и едут.

По этой же причине летом 2012 года в Минске ощущалась нехватка работников городского транспорта. Людей удалось вернуть на рабочие места, повысив зарплату, но надолго ли хватит этого повышения?

Дефицит кадров ощущает и система здравоохранения. Так, согласно данным Белстата, в зависимости от региона ставки врачей закрыты лишь на 93-98%, при том что медицинские работники в среднем работают на 1,39 ставки.

Похожие проблемы и у частного капитала. Среди основных рисков для бизнеса в Беларуси в 2012 году журнал «Бизнес-ревю» назвал отток кадров. В начале 2013 года белорусский бизнес столкнулся с нехваткой менеджеров высшего звена и руководителей.

Причем если работяги едут в основном в Россию, то перспективные специалисты высокой квалификации, выпускники вузов стремятся найти себе применение на Западе.

Обострится ли дефицит кадров в дальнейшем, во многом зависит от экономической ситуации в Беларуси и работы властей над этой проблемой. Если ничего не предпринимать, страна останется без лучших мозгов и рабочих рук.

Однако власти с дефицитом кадров борются достаточно странными методами. Так, в конце марта парламент рассмотрел законопроект, направленный на привлечение зарубежных специалистов в Беларусь. Иностранных работников хотят привлечь оплатой переезда, а также единовременным пособием для обустройства.

Подобных мер по борьбе с трудовой миграцией не предусмотрено. Собственные специалисты властям не интересны?



Никита БЕЛЯЕВ
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
С дефицитом кадров белорусские власти борются достаточно странными методами…
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика