Когда за окном светит солнце, подросткам усидеть дома сложно. Найти увлечение по душе не так–то просто. Одно из самых модных уличных занятий, пожалуй, скейтбординг. Подойдет, конечно, не каждому, а лишь экстремалам. Тем, кто собирается вступить в их ряды, важно выбрать правильный скейтборд. Дело это несложное, но к нему надо подходить серьезно. От удачного выбора зависит не только долговечность доски, но и здоровье будущего скейтбордиста.
Прежде чем приступить к выбору скейтборда, стоит запомнить названия его составляющих. Их несколько, при этом каждая играет немаловажную роль и определяет качество снаряда. Весь скейтборд в сборе называется комплитом. А каждую из его составляющих рассмотрим подробно.
Дека
Так называется доска скейтборда. Ее загнутые концы называются ноуз (nose) и тэйл (tail) — передняя и задняя части соответственно. Дека изготавливается из определенного количества слоев клена, сильно спрессованных и склеенных друг между другом. Чаще всего бывают деки из семи слоев, реже встречаются девяти и шестислойные. Некоторые деки снизу имеют и еще один дополнительный пластиковый слой, необходимый для скольжения по перилам. Но от этого скейтборд становится тяжелее, поэтому такой снаряд подойдет лишь тем, кто намерен заниматься экстремальной ездой. А вот на легкой доске легче делать трюки.
Дальше стоит определиться с размером. Длина деки в среднем — 80 сантиметров. Ее ширина бывает разной — от 19 до 21 см. На узких досках легче закручиваются трюки, на широкие деки удобнее приземляться. Так что решайте сами, что для вас важнее. Также у дек имеется так называемый конкейв (concave) — это боковые загибы, которые облегчают выполнение трюков. Глубина этих загибов также бывает разной.
То, насколько быстро ваша дека начнет расслаиваться, напрямую зависит от качества клея. При покупке внимательно посмотрите, не расслоена ли она где–либо. Кроме того, избегайте сухих досок, которые очень долго пролежали на складе — они могут быстро сломаться. Кроме того, каждая доска имеет разную упругость, что влияет на высоту прыжка на ней.
На деку клеится шкурка — гриптэйп (griptape). Это обыкновенная наждачная бумага, только более стойкая к износу и на самоклеющейся основе. Она нужна для того чтобы ноги не «гуляли» по доске.
Подвески (траки)
Это металлическая деталь, соединяющая колеса с доской. Чаще всего подвески сделаны из стали и имеют специальную конструкцию соединения, позволяющую поворачивать колеса наклоном доски. Между доской и траками обычно кладутся резинки, защищающие деку от нагрузки. Подвески бывают разного веса и прочности: чем толще, тем прочнее, но от этого тяжелее. Специалисты советует подбирать траки так, чтобы колеса находились полностью под доской, а не торчали сбоку.
Колеса
На подвески скейтборда надеваются колеса, которые различаются по диаметру и жесткости. В целом диаметр не важен, более важна жесткость. Мягкие колеса плохо держат скорость, но на них приятно ездить: меньше вибраций и управлять скейтом на таких колесах легче. Но у них есть и недостаток: они быстрее изнашиваются, а набранная скорость быстро падает. Жесткие колеса, наоборот, хорошо держат скорость, но ездить на них не очень–то приятно — скейтборд сильно вибрирует. Если вы намерены кататься на улице или в парке, выбирайте именно их. А для катания в рампе лучше подойдут мягкие колеса.
Подшипники
Они, пожалуй, сильнее всего влияют на скорость. На каждое колесо ставится по два подшипника. Между ними иногда есть специальная втулка, для того чтобы продлить жизнь подшипнику. В скейтборде, как и в роликах, используются подшипники стандарта ABEC. Существуют подшипники различной скорости, обозначающиеся ABEC 3, ABEC 5 и ABEC 7. Скорость подшипников пропорциональна цифре в названии — чем она больше, тем быстрее вы сможете кататься на скейтборде.
Что еще нужно знать
Помимо перечисленных основных составляющих скейтборда, к комплектующим также относятся:
Hanger, или «мост» — часть подвески, больше всего страдающая от разрушения. Внутри нее находится ось, на которой держатся колеса.
«База» — нижняя часть подвески, которая крепится к доске болтами через четыре просверленных отверстия.
Ось — металлический прут, на который накручиваются гайки, чтобы закрепить колеса.
Болты — они крепят траки к деке, по четыре на каждую подвеску. Центральный болт держит хенгер, платформу и амортизаторы вместе на подвеске. Самая ломающаяся часть скейтборда и одна из самых дешевых.
Cushion — резиновые компоненты на подвесках. Они надеты на центральный болт и упруго удерживают мост в горизонтальном положении.
Справка «СБ»
Как ни странно, но первые скейтборды появились в СССР еще в далекие восьмидесятые. Их производили в Риге на мотозаводе «Саркана звайгзне». Правда, советские скейтборды существенно отличались от заокеанских собратьев размером деки. Вскоре производство освоили и в России. Там начали выпускать спортивный снаряд «Вираж» с мягкими шарнирами и увеличенными колесами. Правда, он не был рассчитан на трюки, а предназначался в основном лишь для передвижения.
Это важно знать
Скейтбординг достаточно травмоопасное увлечение, подходящее не для каждого возраста. Статистика показывает, что 60 процентов различных травм приходится на ребят до 15 лет. Детям до 5 лет нельзя вообще вставать на скейтборд. В возрасте от 6 до 10 лет с ребенком обязательно должен находиться кто–то из взрослых.
Интересные факты
Скейтборд был создан в 1958 году калифорнийскими... серферами. Это была простая доска для серфинга с прикрученными к ней колесами. Поворачивать на ней было практически невозможно, да и катались на них просто с горок. В 1971 году Ричард Стивенсон из Лос–Анджелеса усовершенствовал скейт. Доска получила абсолютно новую форму — загнутый хвост и слегка загнутые края. Доской стало возможно управлять, поворачивать.
Советы новичку
Лучше всего выбирать готовый скейтборд (комплит).
Не стоит брать китайские доски, так как на них труднее обучаться катанию на скейтборде — они шире, у них меньше или отсутствуют вообще конкейвы, а доски быстро расслаиваются.
Выбирайте свой первый скейтборд в специализированном магазине, где продавец–консультант вам все объяснит и покажет.
Советская Белоруссия №81 (24218). Пятница, 3 мая 2013 года.