Битва моторов. 21.by

Битва моторов

08.05.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

За что советские самоходки прозвали “зверобоями” и почему современные танки не боятся мин?

В прошлом году начальники штабов армий блока НАТО решили определить лучшую технику времен Второй мировой войны. Подискутировали и пришли к мнению, что наряду с винтовкой Мосина образца 1891 года вне конкуренции штурмовик Ил-2 и, конечно, прославленный танк Т-34. Говорят, что Гитлер однажды в сердцах воскликнул: “Если бы я знал, что у русских есть такой танк, я никогда не подписал бы план “Барбаросса”. Воистину гордость берет за советских конструкторов.

Надежная защита

А ведь поначалу над первым попавшим в руки немцев танком Т-34 немецкие специалисты откровенно издевались: мол, что за уродина — на башне грубые следы отливки, броневые листы под наклоном, гусеницы огромной ширины. И только потом, при встрече на полях сражений, выяснилось, что “тридцатьчетверки” легко преодолевают бездорожье, грязь, снежные заносы и проходят там, где немецкие танки просто останавливаются. И главное, в этой машине оптимально сочетались огневая мощь и броневая защита. “В Т-34 броня была тоньше, чем у немецких “пантер” и “тигров”. Общая толщина брони примерно 45 миллиметров. Но поскольку она располагалась под углом 30 градусов, эффективная толщина брони удваивалась, что затрудняло ее пробитие”, — вспоминает командир танка лейтенант Александр Бурцев. 37-миллиметровый бронебойный снаряд немецкой противотанковой пушки на дистанции до ста метров пробивал броню толщиной до 64 миллиметров, то есть лобовая броня “тридцатьчетверки” держала попадание такого снаряда при любых условиях. К тому же это был единственный танк Второй мировой войны, который заправлялся соляркой. 

Выходит на охоту “зверобой”

— Не меньше фашисты боялись и других советских танков, например, тяжелого ИС-2, — рассказывает начальник музея Военной академии Виктор Шевченко. — Несмотря на мощное вооружение и боевой вес, он был очень маневренным. А вес его снаряда был 29 килограммов, почти в три раза тяжелее немецких.

Прославили себя и советские самоходки СУ-100 и СУ-122. В мемуарах немецких генералов прямо написано: в бой с самоходными установками лучше не вступать. Били они настолько прицельно и мощно, что башни хваленых “тигров” и “пантер” срывало, как спичечные коробки, а сами танки переворачивались, словно игрушечные. Вермахт так ничего и не смог противопоставить этому оружию.

Стальной солдат

Если бы в Книге рекордов Гиннесса была такая номинация, как самый массовый послевоенный танк, то абсолютным лидером наверняка стал бы Т-55. Только в Советском Союзе таких танков было выпущено более 70 тысяч единиц. Если учитывать и Китай, которому в свое время продали лицензию на его производство, то цифра получится еще более внушительной. Эта машина знаменита своим участием во многих локальных войнах и конфликтах, где не один десяток стран использовали ее друг против друга.

А вот созданный почти полвека назад Т-72 до сих пор остается самым массовым и востребованным танком в мире. Сейчас на вооружении различных стран мира состоит около 25 тысяч этих машин.

Преимущество уральского монстра в том, что он может заправляться любым топливом. А впереди у него специальные “щупы”, которые способны выдвигаться вперед на четыре метра и подрывать мины. Благодаря этому танк может свободно пройти через минное поле. Еще одна особенность Т-72 в том, что функции заряжающего в этом танке успешно выполняет автомат заряжания. А электронный баллистический вычислитель автоматически вносит поправки на дальность, угол и скорость движения цели.

Впоследствии все эти машины неоднократно участвовали в военных парадах в Минске и реконструкции боевых действий на территории историко-культурного комплекса “Линия Сталина”.

Легендарный прорыв

Для нас, белорусов, с танком Т-34 напрямую связано освобождение Минска. Легендарный марш в белорусскую столицу комбрига 4-й гвардейской танковой бригады Олега Лосика вписан в историю Великой Отечественной войны золотыми буквами. Вот как об этом вспоминал сам танкист:

— На ближних подступах к Минску за поселком Королев Стан мы натолкнулись на мощнейшую систему укреплений. Свыше десятка хорошо замаскированных “тигров” и “пантер”, между которыми были установлены батареи противотанковых пушек и самоходок, и засевшие в траншеях несколько сотен гренадеров накрыли нас плотной стеной огня. Несколько боевых машин загорелись. В ночь на 3 июля разведгруппе гвардии младшего лейтенанта Дмитрия Фроликова поставили задачу: нащупать самый слабый участок в обороне противника. Выбор на этого офицера пал не случайно. Дмитрий Фроликов начал войну морским пехотинцем, но перипетии фронтовых дорог привели его в наше танковое соединение.

Танкисты блестяще справились с задачей, и в три часа ночи бригада Лосика выдвинулась вперед со стороны деревни Уручье. В предрассветной мгле советские танки ворвались в город. Немцев охватила паника, парализовавшая способность к каким бы то ни было организованным действиям. Около девяти утра гвардии полковник Лосик, выйдя на западную окраину Минска, доложил командиру корпуса об освобождении города.

Спустя годы танк 4-й гвардейской танковой бригады, которая одной из первых ворвалась в предрассветный Минск, застыл на постаменте. Он и сейчас там, в самом центре города, возле входа в Центральный Дом офицеров.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
За что советские самоходки прозвали “зверобоями” и почему современные танки не боятся мин?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика