На кладбище солдат вермахта на территории Любуского лесопарка Могилева разрушается часовня. На памятном знаке выгоревшую на солнце надпись не прочитать. Это — единственное в городе обозначенное захоронение солдат побежденной 68 лет назад страны.
Братская могила двухсот немецких военнопленных — на окраине Любуского лесопарка. В 200 метрах — поселок завода им. Кирова. Двухэтажные здания возле леса остались со времен Второй мировой войны. В одном из них размещался госпиталь. Около домов и братская могила с памятником солдатам Красной армии — территория возле нее досмотренная и убранная к 9 Мая.
На огороженной территории немецкого захоронения также мусора нет, только прошлогодняя опавшая листва. В прошлом году двери часовни были покрыты надписями, сейчас их закрасили. Сама же часовня неухоженная — кирпич рассыпается, крыша дырявая. Памятный знак нуждается в ремонте, крест также давно не красился.
У братской могилы разговариваю со старожилом поселка, назвавшимся Всеволодом Владимировичем. Он утверждает, что территория немецкого кладбища раньше была значительно больше, и сейчас та часть, которая оказалась за оградой, — место для массовых попоек.
«Его уменьшили. Раньше тут могилы были, ничего теперь нет. Делали только для вида. Не так, как в Германии. Вообще я иду и смотрю, что делается у нас в лесу, — это ужас, это преступление — одни бутылки, коробки. О, Боже!.. Немцам же тоже нужно было умирать, как и нашим. Это все вожди гнали на бойню людей», — сказал Всеволод Владимирович.
У немецкого кладбища выросло не одно поколение жителей поселка. О том, что часовня, возведенная немногим более двадцати лет назад, разрушается и что вокруг кладбища все замусорено, люди знают. С некоторыми из них разговариваю недалеко от памятника советским солдатам.
Пожилая женщина: «Кто-то же должен это все досматривать. Вообще-то, и досматривают. Там же мусора было много, так убрали. Разрушается кирпич, но никто не думает, что как-то надо отремонтировать. Там лежало столько солдат, что не подсчитать».
Женщина: «Кто сейчас туда будет ходить? Теперь сюда совсем мало приходят, только для приличия».
Ухаживает за немецким захоронением жилищно-эксплуатационный участок № 8. Их задача, как сообщили в администрации, — убрать территорию. Что же касается часовни, то они за нее не отвечают и не знают, на чьем она балансе.
В Могилеве несколько немецких солдатских захоронений. Знают о них либо специалисты, либо старожилы. Эти захоронения никак в городе не обозначены. О некоторых из них стало известно, когда Народный союз Германии по уходу за военными могилами начал перезахоронение солдат.
Ситуацию с солдатским захоронением в Любуском лесопарке в этой организации объясняют так: «Когда-то эту часовню возвел человек без всякого проекта, это были не мы. И она нигде не стоит на учете. И вот нужно решить, сносить ли ее, потому что состояние не очень хорошее, или ремонтировать. Вот это самая сложная проблема — согласование ремонта. Мы пока решительных действий не предпринимаем. Кладбище ведь там убрано? Я постараюсь больше узнать о состоянии прилегающей территории, так как это не очень красиво».
2 июля 2010 года под Бобруйском в деревне Черницы освятили сборное немецкое солдатское кладбище. На нем перезахоронены останки приблизительно тридцати тысяч солдат вермахта, перевезенные из Могилевской, Витебской и Гомельской областей. Еще одно такое кладбище находится в Брестской области у райцентра Береза. Открыли и освятили его в 2005 году. В Народном союзе Германии утверждают, что за время существования сборного немецкого кладбища фактов его осквернения зафиксировано не было.