Эмиграция — тема актуальная. Для Беларуси, Литвы, Латвии. 21.by

Эмиграция — тема актуальная. Для Беларуси, Литвы, Латвии

31.05.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эмиграция — тема актуальная. Для Беларуси, Литвы, Латвии. Друг–рижанин рассказал, почти четыре сотни тысяч уехали со времен начала перестройки. И это не русские в Россию вернулись, а латыши на Запад подались. Украина, Молдова, Грузия. На днях как раз сидели в грузинском ресторане с гражданами Евросоюза и пели «Чито–гврито», кушая сациви, вспоминая СССР.


У меня с этим СССР на устах все майские прошли. Сначала в Ригу, и там все об одном — когда–то здесь был санаторий высокопоставленных советских чиновников. И в планировках узнается социалистическая определенность, все строго, а в холле помпезно.


— Помню свою учительницу по химии и ее любимые духи «Диалог» парфюмерной фабрики «Дзинтари»! — восклицаю в фирменном магазине.


— А телефоны ВЭФ помните? Эх... — вздыхают.


Закупаюсь «Рижским бальзамом». Дарить буду, а мне тоже скажут: «О! Помним–помним...» И будут сравнивать с тем... из прошлых времен. А вкус–то уже не тот...


Вернулась из Риги и сразу в Киев.


— Ну как у вас?


— А у вас?


— Эх, а когда–то было...


И понеслись воспоминания. Нагрузилась киевским тортиком, конфетами «Столичные». Нет, спасибо, сало у нас свое!


Так вот в гостях друг у друга мы теперь иностранцы. А за границей, когда встречаемся, — свои. О! По–русски... Дружить!


Я в классе училась с шестнадцатью девчонками. А теперь — Машка в Америке, Танька — в Испании, Верка — в России, Светка — в Польше... И так десять раз. Но про девочек — это про женское счастье. А про мальчиков — уже история. Кто–то еще в школьные времена с родителями уехал, кто–то учился и остался, кто–то работу нашел... Отчего, для чего — я сейчас не об этом. Я о том, как полнится мир людьми, любящими послушать в своем автомобиле что–то русскоязычное и почитать «советские газеты».


Хотя в эмиграции по–разному складывается, кто–то, напротив, старается отделиться от диаспоры и влиться в среду, чтобы быстрее ассимилировать. И я хоть не живу за границей, но при общении даже некоторое высокомерие по отношению к русскоязычным наблюдаю со стороны таких репатриантов. Одна леди, уехавшая в Штаты лет пять назад, теперь, вставляя через русское слово пять английских, рассказала мне, что русских в США она не любит и не общается с ними, обидно объяснив все про «их» сущность. А мы так весело проводили время в доме ее родителей под Молодечно...


А другие ищут контактов. Ходят в магазины Arbat, Moskva и Russishche Delikatessen за пельменями. Моя приятельница даже взялась за организацию русских вечеров. У них там дебаты, философские беседы. Когда живешь, где родился, не копаешь так глубоко. А эмигрант возьмет и задаст вопрос о национальной идентичности. Так ведь как на такой вопрос ответить. Не задумываемся мы. Как–то оно все само себя идентифицирует.


А вот про них, про «наших людей» в зарубежье (наши люди — такая устойчивая идиома), мне интересно. И я чувствую их живое. Особенно когда вспомнишь с ними о мороженом и автомате с газировкой по три и пять копеек. И о наших детских играх, и о том, как раньше жилось на улице Розы Люксембург...


Мы на тему эмиграции в том самом грузинском ресторане развернули дискуссию. Статью Леонида Бершидского «Пора забыть об эмиграции» обсудили. В статье мысль, мол, нет эмиграции в этом современном мире, где ты живешь в Праге, а работаешь на Москву и наоборот. Мотаются все туда–сюда, с полным кошельком карточек мировых банков. Завтрак в Нью–Йорке, обед в Лондоне, ужин в Москве.


Какой–то идеальный мир! Я в таком жить хочу. И не получается. Потому что фрилансеров и олигархов мало. А всем остальным на работе нужно бывать с 9.00 до 17.00. Да и уровень психологической мобильности у людей в среднем невысок. Так и получается — уехал и живи. И подруги мои заграничные привязаны к своим мужьям да детям, и друзья мои с отличными работами в Брюсселе и Лондоне так прочно приколочены обязанностями к своим местам, что навестить маму удается раз–два в год.


Эмиграция — есть! И хочется, чтобы они собой гордились, эти «наши люди», и идентифицировали себя не с каким–то стыдным словом «эмигрант». Как будто сбежал из дому. А с большой и великой культурой, которая в нас заложена и никуда не делась, даже после того как СССР не стало. Даже если они место жительства сменили. Потому что культура эта была не только и не столько в лозунгах, режиме и ожидании коммунистической халявы. Она в ощущении своего грандиозного потенциала. В умении быть романтиками, готовности совершать подвиги, уважать культурные ценности других людей, работать и верить, что твой труд имеет не единственный финансовый смысл. Так звучит пафосно... Фу.


Но для меня очевидно одно — масштабы русскоязычной эмиграции велики — это факт? И нашим людям за границей нужно поднимать свой имидж. Общаться. Беречь друг друга. Гордиться и подчеркнуто говорить о своем вкладе в развитие мировой культуры, политики и экономики. В конце концов, сколько выдающихся личностей там «наши».


Без них в этом мире все было бы иначе.


Т.С.

 

Советская Белоруссия №98 (24235). Пятница, 31 мая 2013 года.

Автор публикации: Татьяна СУЛИМОВА

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эмиграция — тема актуальная. Для Беларуси, Литвы, Латвии...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика