Белорусская дуга. 21.by

Белорусская дуга

06.07.2013 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Первенец плана ГОЭЛРО, ставший гордостью СССР и брендом Украины, обязан своим появлением нашему земляку.

“Реве та стогне Дніпр широкий”, — известные шевченковские строки сегодня актуальны лишь в плане ширины великой реки, объединяющей три славянские государства. Уже более полувека Днепр тих и спокоен: целый каскад плотин обратил его былую ярость в энергетическую мощь. Первой из них стала узнаваемая во всем мире дуга Днепрогэса. Побывав недавно в Запорожье, журналист “Народной газеты” не смог отказать себе в удовольствии вновь посетить результат большой народной стройки. Ставший символом не только советской эпохи, но и интернационализма: здесь машинный зал облицован армянским туфом, внутри вращаются американские и французские турбины, а сам Днепрогэс возведен под руководством уроженца Гродненщины.

Человек сказал Днепру...

“Сказать” своенравной реке свое слово человек пытался давно, задолго до изобретения электричества. Много столетий кряду судоходство на Днепре было затруднено грядами скалистых порогов, концентрация которых достигала апогея между нынешними Запорожьем и Днепропетровском. Сколько казацких и чумацких жизней забрали эти скалы, сколько лодок было разбито об их гранитные уступы! Над упрощением судоходного пути в этих местах лучшие инженерные умы работали во времена и Петра Первого, и Екатерины Второй. Причем основной акцент они делали именно на развитие судоходства, гидроэнергетика же в проектах присутствовала разве что в свете “рачительного использования даром протекающей воды”.

Но, хотя “все могут короли”, при царской власти все проекты остались неосуществленными. Всенародная “война Днепру” была объявлена лишь с созданием 1 февраля 1920 года ГОЭЛРО — Государственной комиссии по электрификации России. Выработанный ею план электрификации всей страны стартовал с постановления Совета Труда и Обороны “О строительстве Днепрогэса”.

Я стеной тебя запру...

И какой стеной! Высота 760-метровой плотины составила 60,5 метра — практически двадцатиэтажный дом, ширина у основания — более 40 метров. В ее ребристое темно-серое тело вручную (с утрамбовкой ногами) было уложено более 700 тысяч кубометров бетона. По самым скромным подсчетам, общий вес плотины составляет более двух миллионов тонн, а для перевозки такого количества бетона сегодня понадобились бы 35 тысяч железнодорожных вагонов и тысячи механизмов.

Начальником Днепростроя стал советский энергетик Александр Васильевич Винтер, родившийся в 1878 году в поселке Старосельцы Гродненской губернии. В послевоенное время до самой кончины в 1958-м академик Винтер занимался изучением энергетических ресурсов и вопросами сооружения Куйбышевской и Волгоградской ГЭС. По сей день это имя в Запорожье широко известно, и не только жителям одноименного бульвара. Впрочем, многие запорожцы уверены, что Винтер был... приглашенным из Германии специалистом.

Ты с вершины будешь прыгать...

Грандиозная народная стройка завершилась пять с половиной лет спустя, подняв воду реки на 37,5 метра. Днепрогэс стал грандиозным проектом, во многом не имевшим мировых аналогов. Достаточно сказать, что вместо установки турбин мощностью по 30 тысяч кВт талантливый уроженец Гродненщины на основании точных расчетов предложил применить 60-тысячные агрегаты. Американцы в то время столь мощных турбин не выпускали, но еще больше они были поражены, когда Винтер для повышения мощности разработал сварную конструкцию генератора и ротора. Впоследствии энергетики всего мира стали использовать в больших агрегатах именно сварные конструкции.

Ты машины будешь двигать!

Себестоимость электроэнергии, вырабатываемой на Днепровской ГЭС, оказалась самой дешевой в мире. При проектной себестоимости киловатт-часа в 0,6 копейки она в 1934-м фактически составила 0,44 копейки. Но мал золотник, да дорог: именно энергия Днепрогэса вдохнула жизнь в десятки запорожских предприятий, многие из которых сегодня известны далеко за пределами бывшего СССР. Достаточно сказать, что в рельсах Белорусской железной дороги и практически всей металлической начинке БелАЗов, МАЗов и тракторов МТЗ — запорожская сталь.

Днепрогэс двинул и иного рода машины: с его появлением наконец открылось сквозное движение по Днепру. В восьмидесятые годы шлюзующиеся через плотину морские лайнеры, доставлявшие иностранных туристов из стран Средиземноморья в Киев и обратно, неизменно собирали на смотровых эстакадах сотни зрителей. И десятки дружинников, пытавшихся противостоять вездесущим менялам, “торгующим родиной” за яркий блок импортной жевательной резинки...

Как следует “двинула” запорожская дуга и неприятеля в Великую Отечественную войну: после прорыва немецких войск в районе Запорожья 18 августа 1941 года оборудование машинного зала было уничтожено, а плотина взорвана. “Сделали это как будто сотрудники НКВД, запаниковали”, — позже напишет кинодокументалист Марк Трояновский. Обрушившаяся вниз гигантская волна смела с лица земли немецкие переправы и целые подразделения вермахта, укрывавшиеся в плавнях острова Хортица, унеся с собой полторы тысячи оккупантов.

Заняв Запорожье, немцы восстановили Днепрогэс, а при отступлении попытались его вновь подорвать. Мужество советских солдат уберегло символ советской энергетики от полного разрушения, позже из многострадального тела плотины саперы извлекли 66 тонн взрывчатки. А с 1950-го и по сей день полностью восстановленная электростанция работает в штатном режиме.

Забытое прошлое

На сей мажорной ноте хотелось бы поставить точку, но... “Я еще в школе изучал историю Днепрогэса. А вот моя дочка в школе уже о нем ничего не узнала”, — грустно посетовал начальник смены Днепровской ГЭС Александр Федько. Зато в запорожской прессе с завидным постоянством появляются материалы об аварийном состоянии дорожного полотна Днепрогэса, да и самой бетонной стены. Размещают фотографии трещин, напоминают о том, что ниже по течению Днепра стоит Запорожская АЭС... Пройдя за час по гребню плотины, автор этих строк не встретил ни единого туриста (лет двадцать назад их были десятки), любующегося символом советской энергетики и потрясающими видами с него на скалы казацкой Хортицы. Бездействуют и оба судоходных шлюза, нет прежних “Метеоров” и “Ракет”, а здание пассажирского речного вокзала отдано под автосалон. Ирония судьбы: усмирив могучую реку, советский бетонный исполин придал ей жизни, современный же мир чистогана заставил Днепр замолчать...

Но вины Днепрогэса в этом нет. Даже не входя в сотню крупнейших электростанций мира, он продолжает оставаться первенцем ГОЭЛРО, детищем первой советской пятилетки, сердцем и самым узнаваемым брендом индустриального Запорожья. В котором на правом берегу Днепра есть улица Минская, а на левом — Белорусская. И весьма символично, что кратчайший путь между ними проходит как раз по гребню плотины, возведенной под руководством нашего славного земляка.

Очевидцы о Винтере Первым делом он занялся бытовыми вопросами. Были построены общественная столовая, рассчитанная на восемь тысяч обедов в день, 658 домов, общежитий и бараков, амбулатория, фильтрационная и пожарная станции, зимний и летний театры, школа, детсад и многое другое. У Винтера был прямолинейный и резкий характер. Ходил он в высоких сапогах, всюду заглядывал, щупал все руками, давал указания относительно малейших пустяков. Устраивал скандалы, когда видел какое-то безобразие. У него не было семьи, а на Днепрогэсе он поседел.

Днепрогэс и самые мощные ГЭС мира
(проектная мощность в МВт)

“Три ущелья” (Китай) — 22 500
“Итайпу” (Бразилия) — 14 000
“Гури” имени Симона Боливара (Венесуэла) — 10 300
Красноярская (Россия) - 6000
“Черчилл-Фолс” (Канада) — 5430
Днепрогэс (Украина) — 1529

Водная энергофеерия

Несмотря на равнинный рельеф Беларуси, электроэнергию с помощью воды в нашей стране получают уже полвека. В 1961 — 1967 годах построена Березовская ГРЭС с шестью энергоблоками мощностью 150 — 160 МВт. Здесь в 2013 — 2014 годах планируется ввод в эксплуатацию двух парогазовых энергоблоков мощностью 240 и 400 МВт.

В 1969 — 1974 годах введена в эксплуатацию Лукомльская ГРЭС. Ее установленная мощность — 2459,5 МВт — составляет более 30 процентов от установленной мощности всей энергосистемы нашей страны.

Согласно государственной программе строительства в 2011 — 2015 годах гидроэлектростанций в Беларуси планируется ввод в строй тридцати трех ГЭС общей мощностью 102,1 МВт. Уже введена в эксплуатацию Гродненская ГЭС мощностью 17 МВт. Ведется строительство Полоцкой ГЭС мощностью 23 МВт и Витебской ГЭС мощностью 40 МВт.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Первенец плана ГОЭЛРО, ставший гордостью СССР и брендом Украины, обязан своим появлением нашему земляку.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика