Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович считает целесообразным введение налога на неработающих граждан. Неужели власти таким образом пытаются решать проблему нехватки рабочих рук?
Выступая на совещании с руководящим активом Могилевской области 12 июля, глава правительства отметил, что в Беларуси около 445 тысяч человек трудоспособного возраста нигде не работают, а значит — не вносят никакого вклада в развитие экономики.
«Ситуацию нужно исправлять. Один из способов — введение налога с неработающих», — цитирует Мясниковича БЕЛТА.
Для того чтобы вовлечь в экономику неактивное население и обеспечить людей достойной зарплатой, в регионах следует активизировать работу по созданию высокопродуктивных рабочих мест, считает премьер.
«В каждом районе необходимо ежегодно создавать как минимум десять малых производств. У нас много своего сырья, которое мы не используем эффективно, а могли бы производить, к примеру, стройматериалы и инвентарь, которые импортируем. Здесь большое поле деятельности», — заявил Мясникович.
Может ли налог на тунеядство, как сразу же окрестили предложение премьер-министра, стать панацеей для отечественного рынка труда?
Как отметил в комментарии для Naviny.by экономист Леонид Заико, «научной ценности» идея Мясниковича «не имеет, так как здесь путаются категории труд, зарплата, налоги».
«Это чисто белорусские экономические откровения, экономический постмодерн. Как можно говорить о налоге для безработных, если уровень зарегистрированной безработицы в стране 0,5% от экономически активного населения? Если речь идет о неработающих гражданах, надо признать, что в Беларуси неправильно считают безработных. Нужно считать, как в большинстве стран — через опросы домашних хозяйств», — отметил Леонид Заико.
Кстати, озвученная Мясниковичем цифра в 445 тысяч нигде не работающих белорусов значительно превышает официальный показатель безработицы. Да и вряд ли глава правительства имел в виду тех, кто стоит на бирже труда. Скорее всего, налог на тунеядство в первую очередь может быть направлен против тех, кто неофициально трудится за рубежом.
Ведь из доходов гастарбайтеров белорусское государство не получает ни копейки, а объемы там крутятся немалые, учитывая количество наших сограждан, выехавших работать за рубеж.
В правительстве, отметил Леонид Заико, называют цифру в полмиллиона человек. По данным Международной организации по миграции, за рубежом трудятся от 800 тыс. до 1,2 млн. граждан Беларуси.
Судя по официальной списочной численности работников организаций (3,374 млн. человек на октябрь 2012 г.) и долей трудоспособного населения, установленной переписью населения 2009 года (5,8 млн. человек), почти 2,5 млн. трудоспособных белорусов не заняты в отечественной экономике.
И при этом по стране полным-полно вакансий для работников самых разных профессий и специализаций в самых разных отраслях. Почему же сидящие без работы не спешат устраиваться на вакантные места? Многие вакансии, конечно, малопривлекательны в плане зарплаты. Но основная причина в том, что большинства формально безработных в стране нет физически — свое счастье они ищут в других краях.
Но очень сомнительно, что угроза уплаты некоего налога вынудит работающих за границей белорусов вернуться на родину. А именно это, похоже, имеет в виду глава правительства. Скорее, вероятен другой процесс, когда уехавшие на заграничные хлеба работники постараются забрать с собой и свои семьи, если государство будет их уж очень со своим налогом доставать.
А с настоящих тунеядцев, которые работать не хотят принципиально, потому что имеют в жизни совсем другие интересы, государство, какие бы налоги оно не вводило, не сдерет даже шерсти клок, а лишь заработает еще одну головную боль.