С 2007-го года Сергей Наумовец, которому ныне 49 лет, считался пропавшим без вести на территории России. Все эти годы мужчина вел бродяжническую жизнь, практически полностью потерял зрение. И лишь на днях, благодаря волонтерам, смог вернуться домой. В компании людей, встречавших Сергея на гомельском вокзале, оказались и корреспонденты TUT.BY.
Из вагона поезда Санкт-Петербург - Гомель мужчина средних лет выбрался с помощью сопровождающего. Последнего зовут Михаил - он волонтер телепроекта "Жди меня". В составе местного "комитета по встрече" добровольцы поисково-спасательного отряда "Симуран" и гомельского отделения Красного Креста, предоставившего автотранспорт.
В пути Сергей Наумовец рассказывает про свою непростую историю. Начиная с того момента, как еще в советское время окончил Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины, получив специальность инженера-геолога. После этого отправился работать в Брест, где рассчитывал остаться, получить квартиру, завести семью. Но потом - развал девяностых…
Пришлось вернуться в Гомель. Но уживаться с семьей в небольшом доме было сложно. Сергей встретил женщину и поселился у нее. Приходилось часто менять работы, перебиваться случайными заработками. Последним официальным трудоустройством в Гомеле стала должность электрика в организации "Медтехника".
В 2003 году, по примеру многих знакомых, гомельчанин стал ездить в Россию. Поначалу все складывалось благополучно. Сергей трудился в составе одной и той же бригады, где "все свои", хорошо зарабатывал, регулярно приезжал домой и строил планы на будущее. Пока в 2006-м не оказался на стройке в Санкт-Петербурге.
В Петропавловске гастарбайтеры взялись за отделку фасадов, которой ранее не занимались. Работу у них не приняли, денег не заплатили. Пришлось отправиться на новый объект, где у них сразу же забрали документы. Якобы "для регистрации".
Напарнику Али из Дагестана дали деньги на закупку продуктов, после чего он исчез. На Сергея "повесили" все долги товарища, приплюсовав к ним несуществующие затраты. Отрабатывать работодатели (а фактически - рабовладельцы) заставляли угрозами и шантажом. При этом долг не уменьшался, а, напротив, постоянно рос.
В конце концов, Сергей сбежал. Так началась его бродяжническая жизнь. В Питере он сошелся с опытными бомжами, которые обитали на улицах мегаполиса уже не первый год.
Из легальных источников заработка были такие занятия, как разгрузка фур по ночам, подметание дворов, помощь рыночным торговцам. Сергей рассказывает, что долгое время питался под ресторанами "Макдональдс":
- Там недоеденного много оставалось, а иногда посетители сами угощали, подкармливали.
Так и жили. Летом ночевали на лавочках, зимой - в подъездах, подвалах и канализационных люках. Пока товарищи не стали умирать один за другим. Первым - лучший друг Сергея по имени Александр. Он умер внезапно холодным зимним вечером.
Следующим - бомж по прозвищу Чеченец, как его называли соседи по подвалу. Когда-то он был офицером и воевал в Чечне. Умирал мучительно и долго от какой-то болезни.
Остаться на улице в одиночестве Сергей боялся. Кто-то рассказал про существование Центров помощи бездомным, где можно было жить, питаться и работать. В следующие три года он периодически, в основном в холодное время, проживал в этих учреждениях. А в перерывах продолжал подрабатывать, как мог.
На последней стройке, где Сергей, по его словам, также находился фактически в рабстве, произошла драка. Кто-то из рабочих ударил Сергея палкой, отколовшийся конец которой попал в левый глаз. После чего тот перестал видеть.
Второго глаза он лишился, когда на улице его избила компания подростков. Парням не понравился бомж, ночевавший на лавочке и они выразили недовольство, пустив в ход стеклянные бутылки.
С тяжелыми травмами Сергей попал в больницу. Глаз прооперировали, но зрение неуклонно падало. Работать было все тяжелее. В конце концов, Сергей оказался в городской больнице №14, с которой сотрудничает волонтерская организация помощи бездомным имени Святого Дмитрия Солонского.
Ее члены связались с семьей Сергея Наумовца, купили ему билет и выделили сопровождающего. При отсутствии паспорта основанием для проезда стала справка, выданная общественной благотворительной организацией "Ночлежка". В рамках проекта "Транзит" она оказывает содействие бездомным по возвращению домой…
...Сцена встречи отца и сына, судя по реакции очевидцев, зацепила всех. Сергей осторожно переступает порог дома, в котором его вещи лежат на прежних местах. Жива и любимая собака Ляля, которой уже тринадцать лет.
Но то, что адаптироваться и вернуться в привычное русло будет нелегко, уже очевидно. Не все безоблачно в отношениях с родственниками, необходимо как можно скорее восстановить документы, оформить инвалидность и при этом попытаться найти работу. Хотя мизерные остатки зрения позволяют Сергею лишь отличать свет от темноты.
- Не могу я сесть родителям на шею - они старые, - печально рассуждает он, сидя в кухне. - Мне бы угол найти хоть какой-нибудь. Может, в интернат возьмут? А вообще, конечно, главное - хочется быть полезным в этом мире! У меня же руки золотые!
Волонтеры "Симурана" уже собрали и передали одежду для Сергея Наумовца, а также намерены помочь ему в процессе восстановления паспорта. Но как сложится в дальнейшем судьба прошедшего через трудовое рабство и бродячую жизнь гомельчанина, предсказать пока невозможно.
На Сергея "повесили" долги товарища, приплюсовав к ним несуществующие затраты. Отрабатывать заставляли угрозами и шантажом. В конце концов, он сбежал. В Питере...