От брамы Узденского костела до родовых могил белорусского Бисмарка
19.12.2013
—
Новости Общества
|
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ многообразие Беларуси издавна отличалось многогранностью и противоречивостью. Особенно это заметно, когда сквозь призму веков вглядываешься в историю Узденщины. Долгое время здешние земли принадлежали роду Ковечинских, который славился своей приверженностью идеям протестантизма и всячески поддерживал кальвинистский собор в Кухтичах. Однако один из потомков известных в ВКЛ шляхтичей перешел в католицизм. Кристоф Ковечинский перестроил под католическую часовню собор в Кухтичах и основал парафию в Узде. Парадоксально, но наследник стремился максимально искоренить в своих владениях веру отцов и дедов.
В начале ХХ века вокруг костела построили неоготическую ограду с изящной двухъярусной колокольней. Это красивое сооружение с острым куполом и стрельчатыми арками придало храму поистине неповторимый облик. Значимым произведением искусства можно считать и великолепные ажурные кованые ворота въездной брамы. В советские времена костел использовался как районный Дом культуры. Годы грубой и небрежной эксплуатации совершенно износили старое здание, пострадала и более поздняя костельная ограда с изящной брамой. Возможно, вскоре от уникального строения, как и от многих других архитектурных памятников, не осталось бы и следа, но нашлись люди, которым было дорого историческое наследие родного края. Инициатором восстановления памятника, возведенного в начале ХХ века, выступил директор предприятия «Агромашсервис» Александр Никитка. Сельчане района хорошо знают этого человека как грамотного специалиста, который шестнадцать лет проработал в райсельхозуправлении, а в 1995 году ушел с поста главного инженера в отставку и создал фирму по реализации запчастей для сельскохозяйственной техники. Между тем, несмотря на повседневную загруженность, предприниматель, профессионально занимающийся агробизнесом, серьезно увлекся и краеведением. Причем не просто изучением малоизвестных страниц истории своей малой родины, а практическим делом по сохранению исторического наследия края.
Фирма «Агромашсервис» уже подготовила плакат-календарь на 2014 год, который посвящен уникальной родовой часовне-усыпальнице, возведенной на городском кладбище Узды Казимиром Завишей. Удивительна она для наших краев тем, что построена в 1800 году и исполнена в форме пирамиды. — К сожалению, уникальную часовню-усыпальницу разграбили, она все больше зарастает кустарником и разрушается, — сетует Александр Никитка. — Два года назад мы с предпринимателем Анатолием Сериковым частично привели сооружение в божеский вид, но проблему это не решило. А ведь подобный архитектурный памятник в диковинку даже нам, не говоря уже о зарубежных туристах. По одной из версий, ближневосточные мотивы в Центральной Беларуси появились на рубеже XVII и XVIII веков, когда в военном походе Наполеона в Египет в 1798 году принимали участие и жители Речи Посполитой. Можно, конечно, кивать на наш атеистический нигилизм в отношении к храмам, каплицам и часовням. Но самое ужасное, что эти памятники отечественной истории по-прежнему разрушаются. Многие из них вообще не взяты под охрану государства.
Всю глубину возмущения моего собеседника можно понять, зная биографию Эдварда Войниловича. Окончив Петербургский технологический университет, работал инженером на Путиловском заводе за 50 рублей жалованья. Потом под немецким Ганновером с 6 утра до 6 вечера собирал локомотивы. А завершил образование в Сорбонне и Силезии, прослушав курс лекций по политэкономии и сельскому хозяйству. После смерти отца Эдвард занимается хозяйством в имении Савичи. Он знает, как вести дела, и вскоре становится очень уважаемым в губернии человеком. Войниловича выбирают вице-председателем Минского земельного товарищества. Занимая этот пост, в 1901 году он организует грандиозную сельскохозяйственную выставку, от которой без ума все посетители и газетчики. В 1905 году Эдвард Войнилович избирается членом Государственного совета России от Минской губернии. На заседаниях в Петербурге он осмеливается возражать даже самому Столыпину. Тот приглашает минского депутата к себе и называет минским Бисмарком. А затем предлагает… должность вице-министра сельского хозяйства, обещая, что в перспективе сделает министром. Войнилович едет в Минск — подумать, посоветоваться с женой и друзьями. А затем направляется в Петербург, чтобы отказаться от лестного предложения. Задерживается на денек в Вильно и поспевает к горькой новости: на Аптекарском острове на Столыпина совершено покушение, погибли более полусотни человек, дожидавшихся аудиенции. А ведь и он мог оказаться в их числе. Однако в отличие от рано умерших детей самого Войниловича судьба хранила от гибели. Его не растерзали в феврале 1918 года разъяренные дезертиры, ворвавшиеся в имение. Полуодетый, укрывшись в саду с женой, Эдвард наблюдал, как жгут богатейший фамильный архив, начатый еще в XVI веке, огромную библиотеку из 5000 томов, мебель. Осознав, что перемен к лучшему не будет, Войнилович навсегда покидает родные Савичи. Умер он в польском городе Быдгоще в 1928 году, успев написать книгу воспоминаний о том, как хотел приносить пользу родине. Книга вышла в 1931 году в Вильно, а в 2007-м ее переиздали в Беларуси. За год до этого останки Эдварда Войниловича были перезахоронены в костеле святых Сымона и Алены в Минске. — В нынешней экономической ситуации достучаться с проблемами сохранения исторического наследия до людей весьма сложно, — говорит, отвечая на мой вопрос, что подвигло узденских предпринимателей выделить средства на реставрацию брамы, Александр Никитка. — Все ссылаются на кризис и нехватку ресурсов. Между тем большинство моих коллег по бизнесу родились и выросли на Узденщине. Зная, что им не безразлична судьба исторических памятников района, я и предложил сообща восстановить браму за счет собственных средств. Поддержали идею более двадцати человек. Проконсультировавшись с учеными, подготовили необходимые эскизы. К сложной и ответственной художественной работе привлекли местных кузнецов-умельцев Максима Ходановича, Сергея Бушилу, Евгения Борталевича, Александра Поляка и Максима Воробья. Восстановив браму в первозданном виде, все спонсоры собрались в районной библиотеке имени Павлюка Труса, которая расположена как раз напротив отреставрированного объекта. На встречу пригласили известного ученого, автора книг по истории садово-паркового искусства Анатолия Федорука. Он, демонстрируя слайды, рассказал нам про основные архитектурные памятники Узденщины и соседних районов, которые нуждаются в помощи. Думаю, что брамой наша предпринимательская деятельность по сохранению культурно-исторического наследия не закончится. Олег КАМИНСКИЙ, «БН» Фото автора и из архива Александра НИКИТКИ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ многообразие Беларуси издавна отличалось многогранностью и противоречивостью. Особенно это заметно, когда сквозь призму веков вглядываешься в...
|
|