Бурый медведь в Беларуси хоть и является краснокнижным животным, однако постоянно попадает в опасные ситуации. В Молодеченском районе медведей содержали в зоопарке в грязных, маленьких клетках, в нацпарке «Браславские озера» — поили пивом, а в Волковыске — по данным зоозащитников, медведей используют для тренировки охотничьих собак.
Бурый медведь включен в Красную книгу Беларуси и относится к II категории охраны. Это означает, что в настоящее время вид не находится под прямой угрозой исчезновения на территории страны, но имеет неблагоприятный международный или европейский охранный статус, низкую численность, тенденцию к неуклонному сокращению численности и/или ареала и прогнозируемое в ближайшем будущем ухудшение статуса.
Как сообщают зоозащитные объединения «Абаронiм жыццё» и «Зоосвет», 1 октября 2012 года Жлобинский зоопарк продал бурого медведя в собачий питомник «Белорусский лес» крестьянского фермерского хозяйства «Агро-Старинки». При этом на сайте питомника прямо написано, что лаек натаскивают на кабана и медведя.
Кроме того, на YouTube размещены видеоролики с логотипом питомника, на которых видно, как медведь пытается увернуться от нападения собак.
Зоозащитники требуют наказать за жестокость
Представители зоозащитных организаций убеждены, что действия, включающие натаску, испытания и состязания собак с участием медведя «нельзя квалифицировать иначе как истязание медведей, что подпадает под ст. 15.45 КоАП («Жестокое обращение с животными»)».
6 января «Абаронім жыццё» и «Зоосвет» направили обращения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, во все облисполкомы страны, а также в Волковысский райисполком.
В частности, зоозащитники просят Минприроды провести проверку питомника «Белорусский лес» на соответствие процедуры приобретения и регистрации медведей постановлению Совета министров от 23 сентября 2013 г. № 836, в соответствии с которым одним из оснований для выдачи свидетельства о регистрации является соответствие условий содержания диких животных требованиям Минприроды.
В случае выявления нарушений данного требования со стороны питомника зоозащитники просят аннулировать регистрацию животных и привлечь виновных к ответственности по ст.15.32 КоАП («Нарушение требований законодательства об охране и использовании животного мира»).
Зоозащитники также просят Минприроды и Волковысский райисполком инициировать административный процесс по ст. 15.45 КоАП («Жестокое обращение с животными»), а также провести оценку природоохранными органами действий руководства Жлобинского зоопарка по факту продажи бурого медведя «в заведомо ненормальные условия».
Минский, Витебский, Гродненский, Гомельский, Могилевский и Брестский облисполкомы зоозащитники просят провести на подведомственной территории проверку агроусадеб, питомников для разведения охотничьих собак на наличие в них краснокнижных бурых медведей для натаски, испытаний и состязаний собак, а при обнаружении таких фактов инициировать изъятие животных под эгидой Минприроды.
В питомнике медведя продали и купили нового
В питомнике «Белорусский лес» корреспонденту Naviny.by сообщили, что собак на медведя уже давно не натаскивают из-за жалоб «зеленых».
«Пишут, что вот, краснокнижники… издеваются над медведем. Что собака может сделать медведю?» — возмущается заводчик Иван Рыжаненков.
По его словам, медведь, принимавший участие в тренировках собак, был куплен в 2004 году, а в 2012-м подарен мини-зоопарку Жировичского монастыря вместе с двумя дикими кабанами и двумя лайками.
Однако в том же году медведь в питомнике появился снова. «Приобрели себе молодого медвежонка, так он у нас сидит в клетке. Тоже думаем, куда отдать»,— сказал Рыжаненков.
По словам заводчика, во время эпидемии африканской чумы свиней его заставили убить всех кабанов. «Придется закрывать питомник. Кабана не будет, медведя нельзя. Не будет на чем тренировать собак, натаскивать, поэтому придется закрывать питомник», — подчеркнул он.
На вопрос, не вырос ли за полтора года купленный медвежонок, заводчик ответил: «Да, красавец, он у нас как мячик сидит. Здоровенный такой, пушистый, красивый. Вообще красота неописуемая».
При этом Рыжаненков категорически отрицает, что животное используют при тренировке собак.