С ноября 2013 года мир с тревогой следит за событиями в Украине. Противостояние народа и власти, унесшее почти сто человеческих жизней, завершилось победой людей. Сейчас ситуация в Украине обострилась в связи с военной угрозой со стороны России. Не все белорусы наблюдали за событиями в соседней стране через мониторы.
Координатор молодежной сети профсоюза работников радиоэлектронной промышленности РЭП Андрей Стрижак почти неделю провел в Киеве, работая волонтером на горячей линии инициативы «Евромайдан SOS».
Инициатива была организована украинским Центром гражданских свобод — правозащитной молодежной организацией. Изначально, после разгона «Беркутом» студентов на Майдане 30 ноября 2013 года, «Евромайдан SOS» был организован, чтобы связывать адвокатов с задержанными. Затем инициатива начала обрастать дополнительными возможностями и функциями.
Была открыта круглосуточная горячая линия, на которой дежурили до шести человек. Шли постоянные звонки. Телефон горячей линии постоянно тиражировался на украинских телеканалах и в интернете. Страничка «Евромайдан SOS» в Facebook имела 90 тысяч подписчиков. На странице в социальной сети обновлялась информация, где в данный момент нужны медикаменты, где — волонтеры или иная помощь.
«Я дежурил на горячей линии 20 февраля, в один из самых кровавых дней, когда число погибших умножалось с каждым часом, и тогда нам поступали по три звонка в минуту. «Евромайдан SOS» был одним из нервных центров Майдана — волонтеры принимали на себя очень много контактов, как от пострадавших, так и тех, кто хотел помочь. Основная функция была — перенаправлять эти контакты друг на друга. Сама инициатива прямую помощь не оказывала — она связывала людей с людьми», — отметил Андрей Стрижак.
Инициатива работает на волонтерских началах. Команда принимает звонки, перенаправляет их, люди звонят, чтобы попросить помощи или предложить ее, узнать судьбу пропавших родственников.
«К примеру, поступали сотни звонков от людей с предложением и вопросом — как, чем и где помочь. У нас же была информация, что где-то нужны медикаменты, где-то — дизельное топливо для генераторов, или пополнить счета мобильного, велись базы пропавших без вести, погибших. Уже 20 февраля на горячей линии «Евромайдан SOS» появилось подразделение волонтеров-психологов», — рассказал Андрей Стрижак.
Как профсоюзный активист из Беларуси вообще оказался в Киеве?
«С 18 на 19 февраля я видел штурм Майдана в онлайне и решил ехать. В Киеве были мои друзья, и им могла понадобиться моя помощь. Так как я не собирался вмешиваться во внутренние дела страны, выходить на площадь я не хотел и не мог, так как не считаю себя бойцом, да и медицинских навыков не имею, то я решил делать то, что умею — координировать людей, связывать их друг с другом. Было страшно ехать. Но страшнее было оставаться здесь. Как и тяжело было потом вернуться в Беларусь, в совершенно иной мир, с часто абсолютно индифферентным отношением к событиям у соседей-украинцев», — объяснил Андрей Стрижак.
Он ни разу за время работы волонтером на горячей линии не имел никаких претензий за общение на русском языке. Большинство звонивших говорили по-украински, но и выпадов в адрес волонтера, который общался по-русски, не было.
«Звонили на горячую линию из разных стран. К примеру, украинцы из Нью-Йорка, которые хотели перевести крупную сумму денег. Я извинился, что не разговариваю по-украински, они же ответили, что не важно, на каком языке ты общаешься, главное — что ты помогаешь Украине», — вспоминает волонтер.
Когда на горячую линию стали поступать звонки от людей, желающих на время покинуть Крым, «Евромайдан SOS» организовал инициативу «Дом друзей». То есть желающие принять людей могут заполнить онлайн-форму со своими данными, точно также могут сделать желающие уехать на время. По словам волонтера, пока желающих принять беженцев в разы больше, чем желающих уехать.
«Эта работа, эта база, которая составляется, обновляется, систематизируется — нужна. Потому что сегодня неизвестно, как будет развиваться ситуация в Украине», — уверен собеседник.
Сейчас в Facebook создана дочерняя страничка «Евромайдан SOS Беларусь». За несколько дней ее подписчиками стали уже более тысячи человек. Белорусы могут помочь украинцам, к примеру, перечислив деньги для семей погибших, выразив готовность принять беженцев, зарегистрировав свой адрес в базе, поработать при желании волонтером.
По словам Андрея Стрижака, в день через страничку в социальной сети поступают 10-15 сообщений от белорусов с предложением помощи. «Причем обращаются люди разного достатка — предлагают как потесниться в двухкомнатной квартире, так и коттедж под Минском большой площади», — заметил волонтер.
В феврале волонтером «Евромайдан SOS» работал и белорус Евгений, который сегодня вернулся на родину, но планирует через две недели опять включиться в работу в Киеве.
В столицу Украины он приехал 24 февраля, потому что, по словам молодого человека, надоело читать о событиях в братской стране в интернете. Причем в Киеве у молодого человека друзья.
«Я очень люблю Киев, он стал моим городом, поэтому всю ситуацию воспринимаю лично. Не могу сидеть и бездействовать», — говорит волонтер.
На горячей линии «Евромайдан SOS» он проработал полторы недели. Звонки поступали разные: люди искали пропавших родственников, кому-то нужна была медицинская помощь, были случаи, когда реагировать на звонок надо было моментально, потому что конкретно стоял вопрос жизни и смерти.
«Однажды в ночное дежурство я поднял трубку, а на втором конце происходил штурм военной части в Крыму. Позвонила мать одного из украинских военных, часть которого заблокировали российские военные в Крыму. Он успел позвонить матери, она же связалась с «Евромайдан SOS», мы туда направили журналистов. И до сих пор люди звонят и сообщают о пропаже родственников, или не могут найти их. Позавчера искали мальчика, ученика 4-го класса, который после уроков рванул на Майдан. Нам позвонил директор школы и мать. Мы связались с человеком, который там, на сцене Майдана, и за 20 минут нашли мальчика», — рассказал волонтер.