Не ставить крест. На живом человеке. 21.by

Не ставить крест. На живом человеке

20.05.2014 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В ПЕРВОМ чтении принят депутатами законопроект «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Это значит, что некоторые осужденные могут выйти на свободу раньше срока. Между тем, как свидетельствуют в МВД в первом квартале, — почти половина преступлений по оконченным уголовным делам совершена ранее судимыми. Как адаптируются на местах бывшие заключенные, узнавал корреспондент «СГ» в Ляховичском районе.

ИЗ ДЕРЕВЕНЬ района информация о нарушениях со стороны бывших осужденных стекается на опорный пункт охраны общественного правопорядка сельсовета. Все — под контролем.

Виталий Казакевич — из Большой Логвы. Семь раз судим, трижды приговаривался к лишению свободы. Последний раз попался на краже пластиковой карточки. В Ляховичском РОВД за ним установили надзор. Контролировали каждый шаг, однако Виталий недолго продержался — на этот раз, будучи в нетрезвом состоянии, украл смартфон. Задержан на месте преступления. Дело рассматривалось в суде. «Вы должны устроиться на работу и не пить. За вами будет установлен превентивный надзор», — огласила решение председатель суда Ляховичского района Наталья Будник.

Срок, который отвел ему суд, — неделя. Последний для Казакевича шанс. Иначе — тюрьма. Тот уверяет, что пойдет на деревообрабатывающее предприятие рабочим. Его слова берет «на карандаш» уголовно-исполнительная инспекция Ляховичского РОВД. Старший инспектор, майор милиции Николай Сморщок говорит, что руководители предприятий неохотно принимают бывших заключенных. Но я убежден: нельзя на человеке, пусть и не раз, и не два оступившемся, ставить крест. Поэтому беру ответственность за поведение Виталия на себя, помогу устроиться на работу.

Павел Усюкевич из Ляховичей в тюрьме оказался после того, как порезал ножом приятеля. Суд приговорил к четырем годам лишения свободы в колонии. Один год сократили по Закону об амнистии, за примерное поведение лишение свободы заменили на исправработы. Перевели поближе к дому: в «Ляховичидрев», в столярный цех. Работает там на совесть — ни запоев, ни прогулов.

— Предприятие ходатайствовало освободить Павла условно досрочно. В РОВД пошли навстречу, — поясняет Николай Алексеевич.

Но Павел не захотел увольняться: «Зарплата — 3 миллиона рублей, хорошие условия труда. Где еще работу найду?». Сейчас Павлу 33, подумывает о женитьбе и строительстве своего дома. Невесту уже нашел. А о своем прошлом вспоминает с горечью:

— Ни дня не было без выпивки. Бурные застолья раз в неделю. Однажды выпил с товарищем на двоих около двух бутылок водки, завел с ним философский разговор. Подрались. Еще повезло, что не убил друга…

НА СВОБОДЕ Павел с алкоголем завязал. В инспекции готовят документы в суд для снятия судимости. Отдельная категория — совершившие экономические преступления.

Под присмотром инспекторов и житель деревни Большое Подлесье Александр Орлик. До уголовного дела заготавливал дерево и продавал, а налоги платить «забывал». По итогам проверки выяснилось, что Александр таким образом «скрыл» от государства 318 миллионов рублей. Суд приговорил его к лишению свободы условно.

На «карандаше» — и Галина Радкевич из Ляховичей. Еще будучи «ипэшницей», умыкнула швейное оборудование на 87 миллионов рублей. Как итог противоправных действий — приговор суда. В местах заключения отбыла 4 года. Сейчас официально присматривает как соцработник за престарелыми родителями.

К Александру и Галине у инспекции никаких претензий — работают, с алкоголем не дружат, правонарушений не совершают, чем обычно грешат бывшие заключенные. Но есть и такие, с которых все, как с гуся вода.

В Начевском сельсовете давно возятся с осужденным Валерием Щукой. Житель Русиновичей — вор со «стажем». Последний раз украл мобильник. Суд вынес мягкий приговор — 180 часов исправительных работ. Но тот все никак к ним не приступит. «Ни одного часа не отработал», — сетует председатель сельсовета Вячеслав Новик.

Вместе с Николаем Сморщком отправляемся домой к уклонисту. Валерий нам в ответ: «Позавчера на кладбище выкашивал траву, собирал мусор в контейнеры». Однако председатель сельсовета Вячеслав Новик проверял кладбище, но никого там не увидел:

— Мусор убран и трава скошена еще до приговора. А позавчера там работал только погрузчик.

За уклонение от работ Щука получит письменное предупреждение. Если не выйдет на работу, отправится в суд. А потом — в тюрьму.

— Сегодня скошу у себя во дворе, а завтра на кладбище прибирать буду, — обещает нам Вячеслав.

ПОЛУЧАЕМ очередной сигнал и едем в деревню Перехестье к Николаю Наливайко. Осужден на 150 часов исправработ за кражу кошелька у пенсионерки. На учете в милиции. Сейчас его двор в запустении.

Николай оправдывается: «Возьмусь и уберу все, траву скошу. У меня хозяйство, за ним присматриваю».

«В следующий раз будет предписание», — сурово предупреждает инспектор.

Он также проводит разъяснительную беседу и выносит официальное предупреждение Петру Юнику из деревни Русиновичи. Сельчане заметили, что часто стал выгонять свой трактор из гаража, хотя лишен прав за вождение в нетрезвом виде на пять лет...

Вернувшиеся из тюрьмы убийцы у инспекторов на особом контроле.

Сергей Н. из деревни Федюки. Однажды ему не хватило на спиртное — избил человека до полусмерти, похитил вещи, за что получил первую судимость. Второй раз судили за убийство. Пытался успокоить за ужином пьяного отца, который читал сыну морали о вреде алкоголя, и нанес ему ножом ранения, несовместимые с жизнью. Сергея приговорили к семи годам лишения свободы. Из тюрьмы вернулся только полтора месяца назад. Пытается начать новую жизнь. Снял дом в Русиновичах, устроился в сельхозпредприятие полеводом. Собирается жениться.

— Мама мне мораль читала — зачем он тебе, убийца? — делится Елена. — Но потом смирилась. Сергей хороший, внимательный, заботливый.

— В хозяйство на работу брать поначалу не хотели, но потом согласились, —объясняет Николай Сморщок. — Все же нельзя таких людей бросать на произвол судьбы. Напротив, нужно помогать социально адаптироваться. Иначе они снова выйдут на криминальную дорогу…

НАКАНУНЕ очередной масштабной амнистии, 13-й по счету, министр внутренних дел Игорь Шуневич заявил, что всплеска преступности это в Беларуси не вызовет. Вопрос в министерстве неоднократно изучали. Анализировали обстановку в обществе, преступления, которые зафиксированы в последнее время, общественный резонанс.

Игорь Шуневич отметил: амнистия особенно положительно влияет на тех, кто оказался в местах лишения свободы впервые и хочет исправиться.

Константин КОВАЛЕВ, «СГ»

КОММЕНТАРИЙ

Сергей АЛЯШКЕВИЧ, заместитель начальника управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Беларуси:

— В апреле в Беларуси провели специальное комплексное мероприятие «Надзор». Его основная цель — профилактика рецидивной преступности. Поскольку в первом квартале почти половина преступлений по оконченным уголовным делам совершена ранее судимыми, то на особый контроль сотрудники МВД брали людей с неснятой и непогашенной судимостью. Главное здесь — предупреждение правонарушений и преступлений с их стороны, а также помощь в социальной адаптации, прежде всего в трудоустройстве.

На учетах в уголовно-исполнительных инспекциях органов внутренних дел республики — 92 тысячи ранее судимых. Стражи правопорядка проверили по месту жительства около 70 тысяч находящихся на учете. За нарушение Закона о превентивном надзоре к административной ответственности привлечены 530 человек, возбуждено 87 уголовных дел. Сотрудники разыскали 108 граждан, скрывшихся с места жительства для уклонения от отбывания наказания. На учет в наркологические диспансеры поставили больше 600 ранее судимых, злоупотреблявших спиртным. Их трудоустроено 760 человек.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ПЕРВОМ чтении принят депутатами законопроект «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков». Это значит, что некоторые...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика