"В Пинске в два раза дороже продаю". Как брестчане зарабатывают на перевозке товаров из Польши. 21.by

"В Пинске в два раза дороже продаю". Как брестчане зарабатывают на перевозке товаров из Польши

20.05.2014 13:16 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Заработать на поездке за покупками. Казалось бы, нет утверждения, более нелогичного, чем это. Но брестчане, выезжающие в приграничные польские магазины, точно знают: если домой они вернутся не в "плюсе", то хотя бы частично перекроют перевозкой вещей затраты на покупки. Для многих из них такие поездки - основной источник заработка. Корреспондент "Р" проверил, насколько выгодно кататься в Польшу и как провезти через границу партию одежды.

Утро буднего дня на брестском вокзале - сотни людей, спешащих на работу. Одни приезжают трудиться на городские предприятия, другие уезжают на "рабочее место" в польское приграничье. Чтобы присоединиться к желающим подзаработать, в 7 утра прихожу к таможенному залу. Атмосфера здесь довольно оживленная: по разговорам понятно, что некоторые перевозчики приходят сюда каждое утро. Это особая каста постоянных работников приграничья.

- Вчера смена не очень была, - делится впечатлениями женщина по виду за 50, - сегодня будет лучше, можно не переживать.

У нее пытаюсь узнать, будет ли что-то сегодня в Тересполе на перевозку.

- Каждый день что-то есть, но на вокзале ты ничего не возьмешь: там своя клиентура, - намекает на себя и коллег собеседница. - Прогуляешься до "пятачка" у автомобильного перехода: там машины будут стоять, вот и посмотришь, что дают.

Пробую выяснить, действительно ли мне ничего не "светит" на вокзале. Оказывается, нет и ни при каких условиях.

- Мы туда годами ездим, предприниматели специально под нас привозят товар, - объясняет уже в поезде Елена. - Партию раскидывают на всех, то есть человек на 15-20. Растаможить столько вещей в несколько раз дороже, чем заплатить всем нам хотя бы по доллару за единицу товара. Тем и живем.

Буквально через полчаса на тереспольском вокзале наблюдаю следующую картину: в одном из коридоров здания толпятся женщины-перевозчицы. Среди них мелькает и пожилой мужчина. Все они склонились над стопками одежды: каждую вещь нужно достать из упаковки, чтобы перевезти под видом своей одежды. Пакеты складывают отдельно и прячут: без них товар не продать, но при пересечении границы упаковка может с потрохами выдать новые вещи. Еще раз пытаюсь разжиться парой кофточек у недавней знакомой из поезда, но вновь натыкаюсь на сопротивление:

- Тут все посчитано на каждого, иди на "пятачок"!

Чтобы понять, как объемную стопку одежды можно провезти через границу, еще на несколько минут остаюсь в коридоре. Перевозчицы скручивают вещи и раскладывают их по маленьким пакетикам. Шмотки медленно, по одной "растворяются" в карманах длинных плащей и курток, что-то надевают на себя, что-то затыкают за пояс. Остальное разбрасывается по сумкам и сумочкам под видом собственных вещей.

Тот самый пожилой мужчина (на вид ему около 60) пакует в целлофан женское белье огромных размеров. Его единиц 10, не меньше - как он объяснит их наличие в своей куртке на таможне, непонятно. Заметив удивление, словно желая поразить меня еще сильнее, из клетчатой сумки он начинает выкладывать мужские трусы, носки, с десяток полотенец и коробку шоколада. Удивительно, но, упаковавшись, перевозчик выглядит как раньше. В этом деле без опыта и мастерства явно не обойтись.

- Здесь все за копейки покупаю, а в Пинске в два раза дороже продаю, - объясняет он мне свою простую арифметику. Заработок перевозчиков привлекает людей и за 200 км от Бреста…

Идти до "поля чудес" - это второе название "пятачка" - пару километров. Тем, кто на автомобиле, проще: по пути в пункт пропуска они просто сворачивают на минутку перед шлагбаумом. Но ради небольшого заработка или хотя бы из желания окупить билеты до Тересполя многие готовы проделать этот путь пешком.

Еще нет и 9 утра, а на "пятачке" уже призывно открыли багажники несколько автомобилей. Шины и стиральный порошок, бытовая техника, все те же кофточки, шорты и брюки, обувь и кепки, чемоданы и детские коляски. Желание заработать просыпается так же быстро, как пришедшие сюда пораньше люди расхватывают чемоданы. Их популярность вполне объяснима: дают хоть и немного - 3 доллара, зато в его недра можно упрятать еще что-нибудь для перевозки и удобно везти до самого вокзала. В поисках заработка оцениваю все предложения: 140 тысяч за коляску, 15 долларов за пару шин, кофточки и брюки по "баксу" за штуку, балетки по полтора доллара, бытовая техника от 3 до 5 у.е., в зависимости от размера. На своих двоих тащить коробку с коляской или два колеса непросто, потому останавливаюсь на кофеварке и тостере. За обе единицы предлагают пять долларов. Деньги не бог весть какие, но, если запихнуть в авто еще парочку крупногабаритных товаров, можно вернуться в Брест в неплохом плюсе.

Мужчина в микроавтобусе, заполненном бытовой техникой, записывает мой номер телефона и… больше ничего! В обмен на мои контакты получаю бумажку с номером человека, который примет товар в Бресте.

- Может, я в телефон запишу? - спрашиваю.

- Нет, это нужно для отчетности, - туманно изрекает владелец техники, дописывая на листике "2 ед.".

- А их нужно декларировать? - спрашиваю, показывая на кофеварку и тостер.

- Они все б/у, из ремонта, вот, видите - наклейки, - отвечает мужчина, указывая на белые прямоугольники с надписями на немецком. В этот момент закрадывается первое подозрение: если техника не новая, почему не везешь сам? Взглянув на упаковку, успокаиваюсь: судя по ее виду, это, действительно, бывшие в употреблении вещи.

Как выяснится позже на таможне, кофеварка и тостер внутри коробок выглядят так, будто их только что сняли с полки магазина. Похоже, под видом бывшей в употреблении техники в Беларусь поставляются целые партии новой. Вероятно, упаковка перевозится отдельно, а подержанный вид товарам дельцы придают при помощи старых коробок. Впрочем, это лишь догадки.

Как бы там ни было, 5 долларов за сделанную работу получаю возле одного из брестских магазинов. Здесь перевозчиков поджидает напарник "бизнесмена" из Тересполя. По выданной "для отчетности" бумажке сверяем количество единиц техники. Не выдерживаю и спрашиваю:

- Признайтесь, сколько перевозчиков вас обмануло?

- Да ни одного, если честно. Мы раньше и адреса записывали…

- Но сейчас - только телефон. Не привезет человек кофеварку - как будете искать?

- Не знаю, но такого еще не было.

Столь доверительные отношения между перевозчиками и владельцами товара положительно сказываются на объемах нелегально поставляемых в страну вещей, косметики и техники. В Брестской таможне рассказали: только в нынешнем году удалось пресечь более полусотни попыток ввоза в Беларусь незадекларированного товара стоимостью более 4 млрд рублей.

- А в 2013-м мы задержали товара более чем на 40 миллиардов, - говорит Зоя Козич, начальник отдела Брестской таможни, - и это не только одежда. Пытаются провозить обувь, косметику, стиральные порошки и зубную пасту. В этом деле все зависит от таможенников и их бдительности. Тщательно проверяем тех, кто выбирает и "зеленый", и "красный" каналы на автомобильных пунктах пропуска. В первом случае, как правило, прячут весь товар, во втором - заявляют только часть груза.

На вокзале станции Брест-Центральный особое внимание обращаем на "кукол" - тех, кто надевает на себя новые вещи, взятые на перевозку, прячет их в одежде и личных вещах. Личный досмотр, объясняет Зоя Козич, проводится только в крайних случаях. Видимо, поэтому поток нелегальных вещей из Евросоюза не иссякает. Похоже, огромная цифра в 40 миллиардов рублей лишь то, что лежит на поверхности перевозчицкой сумки. Что творится на ее дне, сложно даже представить.

Начальник отдела рынка "Брестский ЦУМ" Владимир Шеметюк говорит, что отличить привезенную в контейнере вещь от провезенной на "кукле" невозможно. А ИП могут свободно продавать такой товар без документов о происхождении.

- Провезенные таким способом вещи не считаются нелегальными, - объясняет Владимир Александрович, - и их выявлением на рынке по этой причине никто не занимается. С точки зрения законодательства ИП, раздающие вещи по перевозчикам, абсолютно чисты. Они работают по схеме с уплатой единого налога, то есть без документов на товар. Раз налоги уплачены, то и претензий к ним быть не может.

Если отследить провоз таких партий в страну довольно сложно, а санкции к продавцам подобного товара применить невозможно, то введение сопроводительных документов и сертификатов должно исправить эту ситуацию. Непонятно только, чем будет заниматься армия перевозчиков, облюбовавших многочисленные боксы для хранения товара на тереспольском "пятачке", да и простые брестчане, привыкшие перехватить десяток-другой долларов на перевозке. Мастерство навьючиться под завязку, как и любое другое, не пропьешь. Но нужны ли такие "таланты" в мире цивилизованной торговли?
 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондент "Р" проверил, насколько выгодно кататься в Польшу и как провезти через границу партию одежды.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика