Репетитор для четвероклашки? Как готовились к поступлению гимназисты и их родители. 21.by

Репетитор для четвероклашки? Как готовились к поступлению гимназисты и их родители

13.06.2014 18:58 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На этой неделе завершилась вступительная кампания в минские гимназии. "Стефан, ты расстроился из-за того, что не поступил? - задаем вопрос мальчику, который в переводе на пятибалльную систему сдал экзамены на твердую четверку. Вместо ответа Стефан закрывает лицо руками и начинает плакать. Для мальчика неудача при поступлении в гимназию сродни катастрофе.



Вступительная кампания в гимназию грозит стать таким же серьезным испытанием для детей и их родителей, как и поступление в вузы. В социальных сетях разносятся слухи: чей-то ребенок в 4-м классе целый год занимался с репетитором, кто-то от волнения прямо на экзамене угодил в медпункт. Нужны ли серьезные испытания в таком нежном возрасте? Об этом и не только мы поговорили с родителями, которые вместе с детьми пережили этим летом нелегкий этап под названием "поступление в гимназию".

Для начала разберемся с правилами зачисления. Выпускники начальных школ проходят три испытания - пишут диктанты по русскому и белорусскому языкам и решают контрольную по математике. Результаты экзаменов, а также годовые оценки по этим предметам суммируются. Максимально возможный балл - 60. По данным, которые опубликовала газета "Наша Ніва", средний проходной балл в 2014 году равен 50. Согласно этой информации, самые низкие отметки при зачислении требовали в гимназии №33 - всего 42 балла, а самые высокие в гимназии №41 - 57 баллов. С полным списком проходных баллов в минские гимназии можно ознакомиться здесь.

Змицер Саука и его сын Стефан: "Мы вельмі цяжка перажываем непаступленне ў гімназію"

Сын известного лингвиста Змицера Сауки Стефан поступал в белорусскоязычную гимназию №23, где он учился в начальной школе. Проходной балл в 5-й класс в этой гимназии был равен 48. Стефан сдал экзамены на 7-7-8 и получил такие же годовые оценки по этим предметам, а потому остался за бортом престижного учреждения образования. Отец мальчика тоже очень тяжело переживает неудачу сына и объясняет это болезнью, из-за которой в конце мая Стефан на несколько недель выпал из учебного процесса.



- Для нас гэта выпрабаванне было вельмі важным, і тое, што мы яго не прайшлі, спадзяюся, будзе педагагічным момантам для нашага сына. Мы рыхтаваліся. Цэлы год мы пісалі дыктоўкі, старэйшая дачка прыходзіла (яна вельмі добра вучылася ў школе), і наш Стэфан с задавальненнем з ёю займаўся. Але нам не пашанцавала. З-за запалення лёгкіх ён псіхалагічна не быў падрыхтаваны да іспытаў.

Помимо гимназий, считает Змицер Саука, его сын больше нигде не сможет получить качественное белорусскоязычное образование. Для него и его семьи (у Змицера четверо детей) гимназическая система очень дорога.

-У школах ёсць нейкія класы асобныя беларускамоўныя. Але так здарылася, што сістэма школьная аказалася не зацікаўленая ў тым, каб падтрымліваць беларускамоўнае навучанне. Там, дзе адзін клас, дзіця толькі ў нейкай ступені сутыкаецца з беларускай мовай, але насамрэч - не.

Змицер Саука и его сын обращались и в другие белорусскоязычные гимназии, но в них уже не было свободных мест. Лингвист крайне огорчен, что у детей-хорошистов нет возможности учиться на белорусском языке. Родители Стефана не знают, в какую школу их сын пойдет в сентябре.

Что касается самих экзаменов, то они не показались Змицеру очень сложными. Он считает, что поступление в гимназию - это, скорее, испытание на психологическую зрелость. Пройти его в этом возрасте готовы далеко не все дети. Когда мы спросили Стефана, волновался ли он на экзамене, мальчик показал, как сильно у него тряслись коленки.

- Дырэктар адной з гімназій мне ў прыватнай размове абуралася, што дзіця не падрыхтаванае яшчэ псіхалагічна да таго, как рабіць настолькі важны і адказны крок у сваім жыцці. І яна лічыць гэта абсалютна неправільным. Але яна - чыноўнік і мусіць падпарадкоўвацца праграме.

Кристина Витушко и ее сын Мирон: "Каб дзіцё развівалася надалей, патрэбна канкурэнцыя"

Сын Кристины Витушко Мирон также поступал в этом году в 23-ю гимназию, но в отличие от Стефана, с положительным результатом. Он получил общие 59 баллов из 60 возможных. Затерявшаяся среди десяток девятка - по русскому языку. Мальчик допустил всего несколько исправлений.



Кристина соглашается с тем, что детей изрядно "накручивают перед экзаменами".

- Праводзяць тэсты псіхалагічныя, ці баіцеся вы экзаменаў, ці дрыжаць у вас каленкі. Іх так настойліва праводзяць, што каленкі пачынаюць дрыжаць у выніку гэтых пытанняў.

Тем не менее, родители Мирона полностью "за" испытания при переходе из 4-го класса в 5-й.

- Дзеці ўсе розныя, і здольнасці ў іх розныя. І, канешне, мне важна, каб дзіцё развівалася надалей. А каб такое развіццё адбывалася, трэба, каб была канкурэнцыя, каб дзіцё вучылася з роўнымі вучнямі.

Если бы ее ребенок не смог преодолеть вступительные экзамены, признается молодая мама, это была бы катастрофа. Но представлять такое не хочет. Считает, что если дети более-менее хорошо учатся на протяжении года и умеют концентрироваться, пройти испытания совершенно реально. Более того, Кристина называет программу легкой. Несмотря на то, что для будущих гимназистов выпущены специальные сборники диктантов и математических задач, она занималась с ребенком по полдня перед экзаменами. Репетитор детям такого возраста совершенно не нужен, считает Кристина Витушко. Родители в силах подготовить ребенка самостоятельно.

В самой гимназии, рассказывает Мирон, у них были специальные занятия по подготовке к поступлению. Неудивительно, что большая часть учащихся начальной школы в гимназии, как правило, поступают в пятый класс.

- Бацькі з іншых гімназій расказвалі розныя страшныя гісторыі, што новых дзяцей адсажвалі ў асобны клас і асобна ім дыктавалі, што для сваіх дзяцей былі нейкія прывілегіі. У нас усё было даволі празрыста і спакойна. Дзяцей дзялілі па алфавіце, і яны ўперамешку ішлі рабіць заданні.

За удачное поступление Мирон получил в подарок конструктор "Лего". Но это не было обещано ему накануне. Родители мальчика придерживаются принципа, что гонораров за учебу быть не должно. Каждый учится сам для себя.

Елена Гаруз и ее дочь Саша: "Жалко детей. С другой стороны, ничего сверхъестественного там не требуют"

В отличие от предыдущих школьников, для поступления в гимназию Саша Гаруз занималась с репетитором. Кроме того, почти целый год мама девочки диктовала дочке по вечерам диктанты и решала с ней задачи. В итоге школьница получила три десятки на экзаменах и, имея годовые восьмерки, прошла в 5-й класс во 2-ю гимназию (проходной балл - 53). До этого девочка училась в этой гимназии в начальных классах.



Мама девочки признается, что уже несколько дней они с дочкой прыгают от счастья. Перед испытаниями очень нервничали и переживали. Елена Гаруз сама окончила 2-ю гимназию и положительно о ней отзывается.

- В этой гимназии очень большой процент поступления детей в вузы на бюджетной основе. Учителя хорошие, есть даже те, которые еще 15 лет назад нас учили. То есть текучка кадров небольшая. У детей дисциплина очень хорошая в школе. Углубленно изучается английский язык. Учиться в гимназии - это престижно.

Новоиспеченная гимназистка рассказала, что больше всего боялась на экзамене разволноваться и допустить глупые ошибки. Например, во время диктанта по белорусскому языку написать русскую букву "и".

- Как ни крути, но дети маленькие - 4-й класс, - комментирует мама девочки. - Мы эти экзамены никогда не сдавали. И когда их собирают всех в эту кучу, нервы нужны железные. Жалко их, конечно. Но с другой стороны, ничего сверхъестественного от них там не требуют.

В классе Саши Гаруз из 19 человек, которые решили поступать в гимназию, поступили 15. Елена считает, что, в первую очередь, это заслуга самого учебного заведения. Ребят с первых классов "учат учиться". О вознаграждениях для учителей за удачное поступление мать гимназистки не слышала.

- Даже желание отблагодарить учителя воспринимается так: "Спасибо, нет". Поощрений они не принимают.

Никаких особых подарков за поступление девочке обещано не было. Но сразу после поступления семья Гаруз решила отправиться в отпуск за границу.

Ирина Обернихина и ее сын Саша: "Мы хотим, чтобы ребенку просто было интересно учиться"

До поступления в гимназию Саша Обернихин учился в обычной школе, где обычная программа ему давалась очень легко. Учителя в школе сами посоветовали мальчику идти в гимназию. Вместе с родителями он готовился целый год: писали дома диктанты и решали задачи. Школу Саша окончил на десятки, а на вступительных получил две десятки за диктанты и семерку по математике. Итоговые 57 баллов с легкостью позволили ему поступить в 5-й класс.



- Я очень волновался, серьезно готовился. Но семерка справедливая - ошибся в оформлении. Я решил, что все просто, и расслабился.

Мать мальчика Ирина Обернихина рассказала, что несмотря на серьезное волнение перед поступлением, она не стала бы ругать сына за неудачу. В его предыдущей школе, считает женщина, тоже работают хорошие учителя. Саше было там комфортно.

Тем не менее, от гимназии семья Обернихиных ждет более углубленных знаний.

- О поступлении в вуз мы пока не думаем. Хотим, чтобы ребенку просто было интересно учиться.

Испытания в гимназии были посильными, соглашается с мнением предыдущих рассказчиков Ирина. О практике вознаграждений за "хорошие результаты" женщина слышала, но в контексте других гимназий. "Мы взятку точно не собирались давать, даже не думали об этом".

В награду за поступление Саша Обернихин попросил все тот же конструктор "Лего". Дети остаются детьми, несмотря на серьезные экзамены и высокие проходные баллы.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нужны ли серьезные испытания в таком нежном возрасте? Об этом и не только мы поговорили с родителями, которые вместе с детьми пережили этим летом нелегкий этап под...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика