«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацански. 21.by

«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацански

05.10.2014 13:00 — Новости Общества | Навiны  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: Навiны


«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацанскиКрайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.

«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.

«Либеральный клуб» для Naviny.by


«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацанскиЕвгений Прейгерман

Новые евразийские трения

Неделя началась и закончилась заявлениями президента о российском налоговом маневре и его значении для евразийской интеграции.

Вначале Александр Лукашенко поделился своими соображениями с депутатами Палаты представителей и призвал их блюсти интересы Беларуси при рассмотрении вопроса о ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе. А позже, встречаясь с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, он назвал ожидаемые большие потери страны от изменений в налоговом законодательстве России.

Официальная позиция Беларуси по российскому налоговому маневру имеет два компонента. Во-первых, маневр увязывается с ратификацией Договора о ЕАЭС (а Беларусь осталась единственной страной евразийской тройки, которая пока не приступила к внутригосударственным процедурам его ратификации). Во-вторых, Минск настаивает не на неприемлемости налоговых изменений, а на необходимости возмещать потери, которые несет Беларусь:

«Если предпринимаются какие-то действия в одном направлении, значит, надо, чтобы в другом была компенсация».

Соответственно, возникают два достаточно традиционных для нашего евразийского дискурса вопроса: 1) получим ли мы требуемую компенсацию? 2) пойдет ли руководство Беларуси на обострение, в случае отсутствия компенсации, путем отказа от ратификации договора?

Судя по сегодняшнему международному положению России и опыту предыдущих споров между Москвой и Минском, на эти банальные вопросы следует дать такие же банальные ответы. Белорусские власти лучше, чем кто бы то ни было, знают, где находятся «красные линии» в политике Кремля. И пересекать их не будут. А все более изолированному на международной арене российскому руководству сейчас ни к чему еще и разборки с евразийскими союзниками. К тому же, когда, кроме денег (выраженных в банкнотах или энергетических поставках), нет другого интеграционного ресурса, выбор у Москвы невелик.

Так что долгого затягивания ратификации Договора о ЕАЭС, по всей видимости, не будет, и Евразийский экономический союз явится миру с 1 января 2015 года. А вот чтобы вонзить в плоть белорусской политики еще один крючок влияния, Москва может придумать более творческие способы компенсации потерь Беларуси, чем то, о чем просит Минск.


«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацанскиАнтон Болточко

Строго по-пацански

Из-за того, что Россия намеревается осуществить налоговый маневр, в Беларуси начали думать и говорить о том, каким образом можно компенсировать возможные потери для нашей страны. Однако до сих пор окончательно не ясен объем этих самых потерь.

По информации агентства «Прайм» от «источника в белорусском профильном ведомстве», власти Беларуси уже проанализировали последствия таких действий России: по предварительным оценкам, в следующем году — до $250 млн., в 2016 году потери могут вырасти до $300 млн., а в 2017 году — до $370 млн. В свою очередь, Александр Лукашенко, принимая с докладом Михаила Мясниковича, заявил, что потери Беларуси от налогового маневра России могут превысить $1 млрд.

Много вопросов вызывает то, что новость о налоговом маневре пришлась для наших властей как обухом по голове: заранее не было подготовлено ни расчетов, ни стратегий возможных действий. Хотя о планах российского правительства осуществить перераспределение налоговой нагрузки было известно давно. Этот случай в очередной раз обнажает форму сотрудничества между Россией и Беларусью. Форма эта не правовая, а пацанская.

Лукашенко, принимая с докладом премьера Мясниковича, по этому поводу сделал очень интересное заявление:

«Это ненормально: не успели ввести в действие договоренности, здесь их отменяем фактически другой рукой, и в результате Беларусь может потерять огромную сумму средств, более $1 млрд.».

Но ведь Россия де-юре своим налоговым маневром не нарушает ранее подписанные соглашения. Как и Беларусь не нарушает введенные Россией санкции против отдельных стран ЕС, ввозя и перерабатывая сырье из этих стран с последующей продажей изготовленных товаров в Россию. Поэтому претензии Лукашенко могут быть направлены только на то, что кто-то там в России не сдержал свое слово: о невыполнении буквы закона речи здесь не идет.

И разбирательства в таком случае тоже проходят не столько на правовом уровне, сколько по понятиям. И если в рамках закона процесс принятия решения еще более-менее предсказуем, то в разговоре по-пацански исход может быть любым.


«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацанскиНикита Беляев

Старые грабли оптимизации

Власти снова заговорили о необходимости изменений в системе государственного управления Беларуси. Однако на смену словам президента о необходимости полноценной реформы пришла старая риторика об оптимизации. Несмотря на достаточно широкое значение слова «оптимизация», в нашей стране под ней понимается сокращение численности госслужащих и повышение заработной платы оставшимся после сокращения чиновникам.

Все бы ничего, но проблемы отечественной системы госуправления этими мерами не решить. Скорее наоборот, можно лишь усугубить уже существующие. Примером того, как подобные шаги влияют на систему госуправления, является реализация президентского указа № 168: штатные единицы сократили на 25%, но количество обязанностей оставили прежним. В итоге качество и эффективность работы многих ведомств снизились.

В стремлении сэкономить на увольнении, чтобы не платить т.н. «увольнительные», реформаторы решили просто не продлять контракты с теми, у кого они заканчивались. В результате в большинстве случаев сократили не тех, кого было нужно, а тех, кого было удобнее «оптимизировать», что привело к вымыванию профессионалов из сферы госуправления.

При этом, как показало исследование «Либерального клуба», численность госслужащих не является проблемой системы госуправления Беларуси. Основной проблемой является как раз таки чрезмерное количество функций, на сокращение которых власти не могут решиться.

Скорее всего, возвращение к политике оптимизации — вынужденный шаг для руководства страны. О неэффективности системы госуправления в последнее время говорят не только эксперты, но и госслужащие, включая президента. Последний неоднократно заявлял о проблеме исполняемости его поручений. В то же время на полноценную реформу перед президентскими выборами власти не решаются, а поддерживать лояльность госслужащих и работоспособность системы, пусть и только посредством повышения зарплаты, нужно.

Маловероятно, что оптимизация наряду с другими попытками властей кардинально изменит ситуацию. Остается надеяться, что вторая попытка оптимизации будет не столь непрофессиональна, как первая, и после выборов власти решатся на хотя бы минимальные шаги в сторону реальной реформы.


«Беларусь без крайностей». Очередные евразийские трения по-пацанскиВадим Можейко

Черные списки тихо умирают

Октябрь начался с приятной новости: Дмитрия Войтюшкевича исключили из черного списка. Любопытно, что для этого был использован инструмент, введенный как раз для облегчения запретов: выдача гастрольных удостоверений (гастролек; разрешений на концерт).

Именно такую гастрольку Дмитрий Войтюшкевич получил от Мингорисполкома на концерт 29 октября в минском ДК имени Шарко. А еще раньше, в сентябре, Войтюшкевич принял участие в презентации проекта «Re:Песняры», прошедшей в клубе «Репаблик». Как утверждает портал Tuzin.fm, участие Войтюшкевича в том концерте пришлось согласовывать на уровне Администрации президента.

Радует, что и в Администрации президента, и в Мингорисполкоме нашлись разумные люди, которые понимают, что черные списки не работают: лишь мелко пакостят артистам, но не способны прекратить их творческую деятельность или изменить ее протестный формат (скорее напротив: черные списки и способствуют андеграундной, остросоциальной и острополитической критичной атмосфере в работах некоторых запрещенных деятелей культуры).

Фактически на сегодняшний день черные списки уже и так почти не имеют содержания. «Ляписы» распались самостоятельно (как выяснилось, черные списки только и вдыхали в них жизнь последние годы), а перед тем провели два многотысячных аншлаговых концерта в Вильнюсе. Вольский презентует свой новый альбом в Вильнюсе 11 октября. Куллинкович вообще стал писать для «Совбелки» («СБ. Беларусь сегодня») и легко выступает в Беларуси. Курейчику хватает международных киноработ, он прекрасно обходится без благотворительного труда на «Беларусьфильме». «Свободный театр» успешно работает в Англии и легко организует в Минске онлайн-трансляции… Список можно продолжать.

В принципе, это закономерная судьба любых неразумных запретов: через небольшое время они теряют всякий смысл и их надо либо обновлять, ужесточая репрессии, либо благополучно похоронить и забыть. В свете грядущих выборов-2015 и очередного цикла разморозки западного вектора нашей внешней политики на фоне украинского кризиса властям совершенно ни к чему давить на артистов и запускать обновленные черные списки.



 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА

© 2021 21.by