Крайности переполняют нашу жизнь. В поисках ответов на самые простые вопросы мы часто прыгаем из одной крайности в другую, не понимая при этом, что крайности лишь отдаляют нас от истины.
«Либеральный клуб» попробует взглянуть на нашу повседневную реальность без крайностей. Каждую неделю эксперты «Либерального клуба» анализируют главные события в белорусской политике, экономике, праве, социологии и культуре. Мы отбросим в сторону зашоренность, мифы и ограниченность конфронтационного мышления. В нашем арсенале — факты, логика и небезразличность.
Минск продолжает обретать статус места, где происходят примечательные события регионального значения.
26 августа в нашей столице состоялась первая встреча между ЕС и Евразийской тройкой (хотя и в своеобразном формате и разбавленная присутствием Украины). Теперь, 10 октября, прошел фактически последний саммит ЕврАзЭС: эту организацию ликвидировали ввиду ненадобности на фоне создания Евразийского экономического союза.
Хотя основное внимание минские события 10 октября (а они также вместили в себя и саммит глав государств СНГ, и заседание Высшего Евразийского экономического совета) привлекали по другой причине. Вплоть до 9 октября в евразийском воздухе витала некоторая напряженность: ратифицирует Беларусь Договор о ЕАЭС или нет?
Напомним: на прошлой неделе белорусское руководство привязало вопрос ратификации к необходимости компенсировать возможные потери от российского налогового маневра в нефтяной сфере.
В итоге все разрешилось по-братски: Москва предоставила компенсацию, а Минск оперативно осуществил процедуру ратификации договора. И хотя такой сценарий был очевиден с самого начала, некоторые наблюдатели все же ожидали другого развития событий.
Поэтому воспользуемся случаем, чтобы еще раз обратить внимание на особенности отношений между Россией и государствами в ее «ближнем зарубежье», которые как раз и предопределяют исход подобных ситуаций.
В несколько упрощенном виде эти отношения можно свести к постоянному обмену эксклюзивными ресурсами. Страны-соседи России обменивают свой геополитический ресурс (геополитическая лояльность, предусматривающая также обширные экономические отношения с Москвой) на денежный и энергетический ресурс Москвы. При этом трагедия России заключается в том, что никаких других интеграционных ресурсов у нее нет.
Все другие ресурсы (например, военно-политическая мощь или экономические рычаги воздействия) в конечном итоге оказываются дезинтеграционными. Поэтому для продвижения своих интеграционных проектов ей ничего не остается, кроме как платить за геополитический ресурс «ближнего зарубежья». И так — всегда.
Эта простая схема, помноженная на фактор украинских событий для российской внутренней и внешней политики, обусловила и братское решение Москвы компенсировать Беларуси ожидавшиеся потери от налогового маневра.
Антон Болточко
Аргентина — Ямайка
Проблема налогового маневра для Беларуси решена: вице-премьер России Аркадий Дворкович обнадежил белорусский народ:
«Была договоренность, что $1,5 млрд. зачисляется в белорусский бюджет, остальное — в российский, а теперь все (в белорусский бюджет)».
Неужели тактические навыки Александра Лукашенко и его умение тонко чувствовать ситуацию в очередной раз позволили Беларуси в сухую переиграть Россию? На первый взгляд, так оно и есть, но если присмотреться…
Для начала разберемся с размером бонуса, который Россия предоставила Беларуси. Отдельные СМИ, видно от приятного возбуждения, сразу же после слов вице-премьера указали на выигрыш Беларуси от достигнутых договоренностей в размере дополнительных $1,5-2,5 млрд. в год.
Судя по всему, расчет был сделан исходя из размера ежегодно перечисляемых пошлин от нефтепродуктов нашей страной в российский бюджет.
Но, во-первых, налоговый маневр уже в 2015 году окажет свое влияние на снижение ставок пошлин, поэтому объем собираемых средств сократится. Во-вторых, часть денег пойдет нефтеперерабатывающим заводам в качестве компенсации потерь от растущей стоимости нефти из-за увеличения налога на добычу полезных ископаемых.
Таким образом, чистый выигрыш Беларуси в этой ситуации намного ниже заявленного СМИ.
Также стоит указать на временность принятого Москвой решения. Ведь Дворкович обратил внимание на то, что договоренность о новом перераспределении пошлин пока распространяется только на 2015 год. Что будет после — никто не знает. С учетом того, как быстро меняются отношения между двумя братскими народами, белорусским властям определенно не стоит убирать руку с пульса событий.
И еще: как бы мы ни восхищались способностью нынешнего руководства страны «нагревать» Россию, официальный Кремль не настолько глуп, чтобы постоянно проигрывать Беларуси как в денежном, так и в имиджевом плане. Очевидно, что в этот раз платой за нефтяной бонус была ратификация договора о ЕАЭС. Но, возможно, есть то, чего мы не видим.
Можно только догадываться, о чем еще договорились наши власти с Москвой, какие ультиматумы они поставили друг другу. Однако в неведении есть доля счастья, поэтому пока насладимся победой.
Вадим Можейко
Современное искусство несовременными методами
Первый замминистра культуры Ирина Дрига сообщила нам вроде бы радостную новость: в следующем году в Минске появится Национальный центр современного искусства.
Новая организация образуется путем слияния Центра современных искусств и Музея современного изобразительного искусства, а возглавит ее экс-глава этого музея Наталья Шарангович, известная по многим интересным окологосударственным художественным проектам.
Сама по себе идея содействия развитию современного искусства — это замечательно. К сожалению, помимо надежд на то, что компетентность Натальи Шарангович сможет преодолеть бюрократические препоны, есть все основания ожидать, что новая структура никак не изменит ситуацию с современным искусством в Беларуси. А она довольно печальная.
Напомню предысторию: первым крупным шагом государства в сфере «официального» современного искусства стала Первая минская Триеннале современного искусства «БЕЛЭКСПО-АРТ-2012», совершенно справедливо охарактеризованная независимыми профессионалами как «шоу, гламур, шизофрения».
Однако власти оценили этот опыт иначе: в обращении к парламенту и народу-2013 Лукашенко сообщил, что необходимо «решить вопрос создания арт-центра актуального искусства в Минске с учетом мирового опыта». И вот, через полтора года, такой Центр действительно создается.
Оценивать его работу пока рано (сейчас лишь идет набор персонала), однако неверным представляется сам подход государства к современному искусству. Ведь оно существует не в стенах бюрократических учреждений, а на улицах города, и создается не госслужащими, а независимыми активистами.
Что характерно, такие люди в Беларуси уже есть: достаточно вспомнить масштабные и по-настоящему талантливые работы уличных художников из проекта SIGNAL или недавнюю инициативу городского кинематографа «Кино в переходе». К сожалению, на это настоящее современное искусство власти реагируют запретами, штрафами и даже посадкой активистов за решетку.
Прекратить репрессии против независимых художников — вот самая важная помощь, которую государство может оказать современному искусству.
Василий Корф
Президент в головах белорусов
«Либеральный клуб» продолжает знакомить читателей с результатами сентябрьского опроса общественного мнения, недавно опубликованного Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). В этот раз речь пойдет о святая святых — электоральном рейтинге Александра Лукашенко.
Ввиду приближающихся президентских выборов эта тема все больше волнует потенциальных оппонентов действующего президента. Сам же Александр Лукашенко может спать спокойно, ведь, по данным социологов, в сентябре его электоральный рейтинг обновил четырехлетний максимум.
Сейчас за главного политика страны готовы проголосовать 45,2% белорусских граждан. Более высокое значение последний раз было зафиксировано в декабре 2010 года сразу после президентских выборов. Тогда свою поддержку вновь избранному президенту высказали 53% респондентов.
Вместе с электоральным рейтингом традиционно вверх пополз и рейтинг доверия главе государства. В сентябре этот показатель составил 53,5%, лишь несколько процентов недотянув до четырехлетнего максимума.
Такое увеличение рейтингов напрямую связано с событиями, происходящими в Украине. Когда белорусам каждый день с экранов телевизоров рассказывают последние сводки новостей вооруженного конфликта, происходящего в соседней стране, жизненный принцип нынешней власти «лишь бы не было войны» кажется как никогда востребованным и привлекательным.
К сожалению, это свидетельствует о том, что белорусское общество еще не созрело для кардинальных перемен. Патернализм и тяга к стабильности здесь оказываются сильнее, чем желание что-то изменить. И вряд ли предстоящие президентские выборы принесут нам что-то новое.
Ну а Александру Лукашенко можно только позавидовать. За двадцать лет президентства он не растерял своей политической энергии и поддержки избирателей.