"Ваша идея уже где-то реализована". Эксперт брестского инвест-уикенда рассказал, как превратить идею в бизнес. 21.by

"Ваша идея уже где-то реализована". Эксперт брестского инвест-уикенда рассказал, как превратить идею в бизнес

14.10.2014 14:22 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Где взять деньги на реализацию бизнес-идеи? Как протестировать концепцию и зацепить инвестора? Об этом и многом другом рассказал эксперт в области управления проектами и запуска стартапов Сергей Ильин. TUT.BY составил памятку для начинающих бизнесменов.




Сергей Ильин имеет пятнадцатилетний практический опыт в IT-консалтинге, включая десятилетний опыт работы в банковской сфере, до этого пять лет занимался научно-исследовательскими разработками, кандидат физико-математических наук. Последние годы Сергей специализируется на проектном менеджменте, имея опыт управления комплексными проектами с многомиллионными долларовыми бюджетами в банковской сфере, в фармацевтике, в телекоме, нефтегазе, энергетике, электронной коммерции, науке и издательском деле для компаний из Англии, Австрии, Германии, Индии, Казахстана, России, США, Украины и Японии. Сергей ведет курс "Project Management" в Брестском техническом университете, он один из экспертов на предстоящем Invest Weekend в Бресте, который пройдет в БрГТУ 25 октября. В преддверии форума эксперт встретился с корреспондентом TUT.BY и рассказал, как превратить идею в успешный бизнес.


Бизнес своими руками?

Когда начинаешь создавать бизнес, возникает множество вопросов: о форме собственности, об источниках финансирования, о том, чем заниматься, чтобы в конечном счете иметь прибыль.

"Делать то, что тебе нравится - это не всегда то, что приносит деньги. И наоборот, делать то, что приносит деньги - это не всегда то, что тебе нравится. Наверное, уникальность стартапов как раз в том, что ты объединяешь свою мотивацию, делаешь то, что тебе нравится, и нацеливаешь это на получение определенной прибыли", - считает Сергей Ильин.


Где взять деньги?

В понимании эксперта, к выбору источников финансирования нужно подходить со всей ответственностью. Можно рассматривать бизнес как зрелый инвестиционный проект или как малое предприятие - бизнес своими руками с подручным капиталом.

"Для привлечения первоначального капитала обычно приводят правило четырех "F". Искать деньги надо у партнеров (от англ. founders), семьи (от англ. family), друзей (от англ. friends), и даже у "дураков" (от англ. fools), т.е. у всех тех знакомых и близких людей, кто готовы инвестировать в твой бизнес. Это такое немножко шутливое понимание, но многие стартапы начинают именно с этого", - объясняет Сергей. - Когда мы говорим о стартапе как об инвестиционном проекте, вступают в силу другие законы, законы капитала. И здесь надо думать о первоначальной капитализации, о размывании доли на последующих этапах, о том, что кроме капитала стартап получит от инвестора, и чем заплатит".

Перед тем, как начать превращение собственной идеи в бизнес, по мнению Сергея, нужно пройти несколько этапов. Первым этапом является анализ рынка.


"Попробуйте продать близким людям"

"Будьте уверены, ваша бизнес-идея уже где-то в мире реализована. Не бывает так, чтобы ее никто не реализовал. В том или ином виде она существует. Проверьте, сделайте хороший анализ, и вы убедитесь, что простой поиск по ключевым словам 2-3 часа вечером в Google на английском языке даст вам гораздо больше информации, чем вы думали изначально. <…> Наибольшая ошибка нового стартапа, которая только может быть – начало работы над идеей до того как ты убедился, что существует спрос на рынке… Легче построить бизнес вокруг потребности, чем создать потребность вокруг бизнеса", - говорит эксперт.

После понимания потребностей рынка и конкурентного окружения следующим этапом должно стать тестирование идеи продукта.

"Если ты после своего исследования тем не менее веришь, что идея уникальна и прибыльна - попробуй продать идею близким людям. И, если ты продашь, ты прошел первый этап тестирования. Но при этом при продаже ты почувствуешь все свои слабые звенья, потому что тебе зададут самые неудобные вопросы. Задай в итоге самый простой вопрос: "Проинвестировал бы ты пять тысяч долларов в мой стартап, если бы я тебе продал такой продукт или такой сервис?" Когда речь заходит о личных деньгах, ты получишь искренний ответ, при каких условиях это может произойти", - делится советом Сергей.

Еще один из вариантов тестирования идей Сергей Ильин предлагал на занятиях в бизнес-школе на базе БрГТУ, которая проводилась в качестве подготовительного этапа к Invest Weekend.

"Одна из бизнес-идей была доставка на дом продуктов питания. Мы начали тестировать. Я говорю: "давайте поиграем в игру. Вот, представьте, вы - владелец бизнеса, вы - система, вы - тот студент, который доставляет, а я - клиент. Я зашел на портал…" Мы начали играть в простой бизнес-процесс. По ходу, за пять минут, оказалось, что в этом процессе не хватает операциониста, отвечающего на звонки, оказывается должны быть введены особые условия для самих поставщиков, что оказывается куча условий по платежам, по доставке. То есть вопросы, о которых изначально владелец идеи не задумывался даже. Стоимость этого теста - 5 минут. А результат - сэкономлено, я думаю, немало денег, если бы их инвестировали сейчас не подготовившись. Поэтому такая бизнес-игра тоже может быть рекомендована как один из инструментов тестирования".


Инвестор выбирает команду

Большое значение при создании бизнеса имеет команда и личность лидера.

"Я сам, когда рассматриваю идеи, смотрю на команду, - говорит Сергей. - Готова ли команда вложиться и вывести этот бизнес на нужный уровень? Достаточно ли зрелая эта команда? Очень многое определяет личность лидера. Готовность вести за собой, умение в плане энтузиазма, в плане коммуникаций, в плане проактивных действий развивать бизнес, договариваться, делать продажи, делать немыслимое, находить нестандартные решения. В таких людей, в такие команды я готов инвестировать. Прекрасное техническое решение с каким-нибудь вялым менеджером - я никогда не пойду на такой риск".


Менеджеры с пеленок

Белорусские студенты на выходе из наших университетов не сразу готовы к "большим деньгам". Обучение европейским приемам ведения бизнеса в нашей стране скорее исключение, чем правило.

"Мой бывший босс, англичанин, в далеком 2005 году мне говорил: "Сергей, ты пойми, каждый малолетний пацан у нас знает и умеет больше, чем ваш средний менеджер. Потому что он с малых лет умеет руководить и продавать, у него это в крови". Здесь уже можно говорить все, что угодно. Но если у нас это не практикуется со школы, с семьи, то мы уже однозначно отстали этак лет на пятнадцать-двадцать. Потому что все те компетенции, которые ребенок получил в западной среде с пеленок, у нас молодой профессионал начинает получать только после выхода из университета, когда идет в коммерческую компанию".

Разрыв между потребностями рынка и тем образованием, которое получают студенты, очень большой, полагает Сергей. Недостатки и неразвитость рынка страны можно корректировать через образовательные институты, опираясь на опыт Запада.

"Первое задание, которое я даю студентам, это выбрать стартап, выбрать идею, которую они будут развивать, и на которой будут учиться применять обычный инструментарий из проектного менеджмента. И я вижу, как постепенно меняется мышление у студентов. <…> Когда они шаг за шагом проходят этапы базовых основ коммуникации, я вижу, как в конце у них наступает некоторое понимание: а что же может потребоваться от них на рынке".


Инвесторы присматриваются к белорусскому рынку

Среди успешных на рынке Беларуси Сергей выделяет среду информационных технологий. По его мнению, советская инженерная школа здесь оказала позитивное влияние. Но, не смотря на IT-плюсы, европейские инвесторы на белорусский рынок идти не торопятся.

"Инвестиционный климат и политические риски - это на мой взгляд не самые определяющие факторы. Если говорить о компетенциях: умение продаж, умение правильно презентовать, дизайн, маркетинг - это все слабые звенья, которые определяют области, где необходимо развиваться рынку. И, если мы говорим о недоразвитости этих компетенций у белорусских экспертов, по сравнению с европейскими странами, то конечно риски инвестиций на нашем рынке гораздо выше. Мероприятия подобные Invest Weekend помогают расти рынку, участники могут получить тот опыт, которого не хватает в их окружении", - резюмирует эксперт.
Деловое мероприятие Invest Weekend направлено на реализацию инновационных бизнес-проектов и неординарных прорывных бизнес-идей. "Уикэнд" дает возможность молодым предпринимателям получить теоретическую и практическую помощь от опытных экспертов, наработать клиентскую базу и, возможно, найти инвесторов, готовых вложить средства в перспективную идею. Для участия в инвест-форуме необходима бесплатная регистрация на сайте мероприятия.
 
Теги: Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Где взять деньги на реализацию бизнес-идеи? Как протестировать концепцию и зацепить инвестора?
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика