Мир увидел, как живет белорусская глубинка
17.11.2014 15:48
—
Новости Общества
|
Серию снимков белорусского фотографа Сергея Лескетя, иллюстрирующую обычную жизнь белорусской глубинки, смогли увидеть жители Великобритании. Снимки были опубликованы британской газетой The Guardian.
Портал phview.org пообщался с молодым белорусским фотографом и узнал, как его "деревенская" серия попала на страницы британской газеты, а также почему в белорусской провинции фотокорреспонденту сложно работать и по какой причине, побывав в шкуре штатного фотографа, Сергей Лескеть принципиально отказался от сотрудничества с новостными сайтами и информационными агентствами на постоянной основе в пользу фрилансерства и работы над собственными фотопроектами. – Публикация моих снимков в The Guardian – это приятная неожиданность, – рассказывает Сергей. – Моя знакомая, журналист Ольга Черныш, предложила сделать подборку фото о жизни в белорусской деревне для сайта belarusdigest.com. Ольга окончила Гарвард и с другими белорусскими журналистами, выпускниками престижных европейских и американских вузов, запустила проект BelarusDigest: аналитика, политика, экономика – все о Беларуси для западного читателя. Такие фотографии, привезенные из белорусской глубинки, у меня уже были, во время своих командировок по Беларуси я делал их для себя, к тому времени в архиве было уже около 60 работ. Никакой общей сквозной линией они не соединены, я просто снимал то, что мне было интересно. Я отобрал снимки, написал комментарии к ним, вспомнил, где, когда, кого снимал… Материал на сайте вышел, было около 3 тысяч просмотров – это для них очень неплохой показатель. А потом руководство сайта обратилось ко мне с вопросом – не против ли я, если моя деревенская серия будет опубликована в The Guardian? Оказывается, сайт belarusdigest.com – один из партнеров газеты. От таких предложений, само собой, не отказываются. Я, конечно, согласился, недели две все было тихо… А потом со всех сторон знакомые начали спрашивать: а ты видел, что тебя напечатали в Гардиан?!
Сергей Лескеть – уроженец деревни Засковичи Молодечненского района. Путь в фотографию начинал как обычный блогер, фотографировал для своего блога в Живом Журнале все, что обычно фотографируют: цветы, пейзажи, девушек… Потом серьезно увлекся фотографией и вскоре получил предложение о сотрудничестве от молодечненского регионального портала Kraj.by. Позже начал сотрудничать с агентством "Интерфакс", другими редакциями – и честно признается, что в последнее время держался за место штатного фотокора только из-за "корочки" – журналистского удостоверения, которое, особенно в белорусской провинции, позволяет быстро решить многие вопросы и проникнуть туда, куда обычному человеку с фотоаппаратом вход воспрещен. – Удостоверение открывает многие двери, но не все, к сожалению, – вздыхает Сергей. – В прошлом году решил сделать фотопроект, посвященный закрывающимся деревенским школам. Это признак нашего времени: людей в деревнях становится меньше, и многие деревенские школы остаются без учеников. Я нашел такую школу в Воложинском районе, в ней было 35 учеников, и в конце мая школа их выпускала и закрывалась. Я планировал приехать в последний день и сделать портреты всех учеников. Меня вдохновила серия портретов детей Анатолии английского фотографа Ванессы Виншип. Решил все сделать по правилам, согласовывать свои действия с администрацией школы: послал запрос, объяснил свою концепцию. Было два месяца полемики, переговоров с администрацией… В провинции очень боятся, как бы чего не вышло, боятся Бог знает какой провокации. Школа закрывается, а директору и всем учителям нужно будет и потом где-то работать… Очень долго меня мурыжили, в понедельник просили перезвонить в пятницу, в пятницу – переносили разговор на следующую неделю. В итоге никто в школе не захотел брать на себя ответственность, отправили в районный отдел образования, там тоже никто не захотел с нами разговаривать, концепцию не одобрили… Проект так и не был реализован, но я все еще надеюсь осуществить его, вернуться к своей идее следующей весной.
От постоянного сотрудничества с редакциями Сергей уже отказался, сделав выбор в пользу фриланса и реализации собственных проектов. В настоящее время фотограф устроился обычным рабочим. Новая работа привлекла удобным графиком: после нескольких рабочих дней – два выходных, которые можно использовать для работы над своими проектами. Сергея такое положение дел устраивает, для него главное – не статус, а свобода, возможность заниматься любимым делом. Вот только жена иногда вздыхает: что ни говори, а журналист, фоторепортер – это звучало так гордо…
– Я принципиально отказался от должности штатного фотографа, – объясняет Сергей. – Слишком часто приходится наступать на горло собственной песне, фотографировать какую-то ерунду: вручение премий, торжественное открытие каких-то официальных мероприятий… В конце концов понимаешь, что, занимаясь всем этим, ты, говоря по-белорусски, марнуеш свой импэт… В Беларуси, говорит Сергей Лескеть, фотографию еще с советских времен и по сей день считают инструментом пропаганды. Снимать – значит быть по ту или по другую сторону. Стоит рассказать друзьям, что собираешься, к примеру, поехать поснимать агрогородки, как против тебя ополчаются все: и сторонники развития агрогородков в деревне, и противники. Первые думают, ты едешь искать недостатки, друзья-"адраджэнцы" считают чуть ли не предателем. О том, что можно просто снимать, фиксировать эпоху, никто как-то не думает. Сергей Лескеть мечтает делать беспристрастную фотожурналистику – как Мартин Парр, например. – Я не отказываюсь даже от предложений поснимать свадьбы, – говорит он. – Правда, принципиально не снимаю гламурные городские свадьбы, а вот деревенские – всегда пожалуйста. Там еще можно увидеть удивительные моменты: как молодых благословляют с иконами, обносят зерном, как дорогу свадебному кортежу перегораживают табуретками… Каждое общество переживает какую-то трансформацию. Белорусское общество в своем развитии сейчас переживает очень интересный момент: идет ломка каких-то устоев, традиций, происходит процесс глобализации, трансформация традиционного общества во что-то новое. Мне интересно эту трансформацию запечатлеть, зафиксировать все признаки эпохи. Поэтому я никогда не "чищу" кадр, убирая пустые "полторашки" с заднего плана или виниловые Мальдивы на стене в деревенской кухне. Недавно ездили по деревням с литовским фотографом. Так коллега все лишнее, с его точки зрения, из кадра убирал, холодильник, и тот завешивал покрывалом – для него был важен фон этно. А для меня важна трансформация, происходящая в нашем обществе, веяния глобализма, говорящие детали, подчеркивающие процесс перемен…
Свои документальные проекты Сергей Лескеть делает с помощью пленочной среднеформатной камеры. Сейчас он работает над двумя большими проектами, темы которых, как он утверждает, пока никто серьезно не разрабатывал.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В Беларуси, говорит Сергей Лескеть, фотографию еще с советских времен и по сей день считают инструментом пропаганды. Снимать - значит быть по ту или по другую...
|
|