Еще недавно тема поиска рабочего места людьми с инвалидностью обсуждалась исключительно в проблемном ракурсе. Если трудно найти работу даже тем, у кого есть поддержка семьи, то что уж говорить о ребятах, чья жизнь проходит в стенах домов-интернатов. Попадая из детского интерната во взрослый и живя на всем готовом, они фактически теряют надежду найти себя в обществе. Однако сегодня и государственные организации, и негосударственные объединения сошлись во мнении: такие люди могут успешно реализовываться через труд, нужно лишь создать подходящие условия. А вот сами подходы разнятся. Какие здесь есть варианты? Выясняло издание "СБ Советская Белоруссия".
Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
Вариант № 1: создавать условия на местах
Менеджер проекта "Нормализация. Интеграция. Равноправие" БОО "Мир без границ" Ольга Доминикевич говорит, что они сотрудничают с 10 домами-интернатами, в которых находятся около 2 тысяч детей и молодых людей с инвалидностью. За рубежом давно и с успехом трудоустраивают таких юношей и девушек в сферах общественного питания, гостиничного бизнеса, ремесленной деятельности. Первые попытки уже предприняты и у нас. В "Мире без границ" уверены: еще пару лет — и работодатели будут выстраиваться в очередь.
Самая большая проблема сейчас в том, что в 18 лет воспитанники интернатов лишаются дееспособности, а с ней и всех возможностей для полноценной жизни. А вот вернуть себе права трудно и муторно — только через суд. Но того, кто все-таки добивается своего, судьба вознаграждает. Примеров достаточно. Лишь за последние три года восстановлены в дееспособности 5 воспитанников отделения сопровождаемого проживания Богушевского дома-интерната. К примеру, две девушки сперва работали санитарками, а сейчас учатся на швей. А в Василишковском доме-интернате избрали другой путь: ребят, у которых есть возможность и желание, стараются направить на профессиональную подготовку, изначально не лишая дееспособности. Сейчас там уже 11 таких выпускников. Скажем, двое парней скоро станут обувщиками, а один обучается на базе протезного ортопедического центра, будет оператором ПЭВМ. У них теперь есть цель, и они стремятся к большему!
Вариант № 2: сопровождаемое проживание
У полного обеспечения, которое предлагает интернат, есть обратная сторона: ребятам фактически негде узнать, как готовить пищу, заваривать чай, стирать одежду... В результате они оказываются неподготовленными к жизни вне стен специального учреждения. Однако выход нашелся. Три года назад в Богушевском доме-интернате для детей с особенностями психофизического развития открылось отделение сопровождаемого проживания. Это был пилотный проект БОО "Мир без границ", который высоко оценило Министерство труда и соцзащиты. Похожие сейчас открыты в Городищенском и Василишковском домах-интернатах. Смысл в том, что для воспитанников созданы условия, максимально приближенные к домашним. Комнаты на 2 — 3 человека, кухня-столовая, где можно не только приготовить еду, но и, к примеру, отпраздновать день рождения, а также бытовая комната со стиральной машиной и гладильной доской. Ребята учатся самостоятельности: распределять бюджет, делать покупки, ходить к врачу, в библиотеку и другим житейским вещам. Кстати, сейчас готовится к открытию аналогичное отделение на 25 человек и в Червенском доме-интернате.
Конечно, без помощи персонала не обходится, однако все равно это большой шаг на пути к самостоятельной жизни. В такие отделения попадают дети от 14 лет, хотя в первую очередь выбирают ребят постарше — те наиболее остро нуждаются в социализации. Учитывая, что большинство домов–интернатов находится в сельской местности, то и навыки воспитанникам прививаются именно в сфере сельского хозяйства. Между прочим, эти умения очень пригодятся в готовящемся новом проекте. Идея такая: выпускники интернатов смогут работать в сфере агроэкотуризма. Хозяева агроусадеб получат умелые рабочие руки, а ребята — жилье и шанс распоряжаться своей жизнью. Самое главное — получить профессию, и некоторые владельцы усадеб не против помочь с обучением.
Председатель Минского районного совета по агроэкотуризму и хозяйка усадьбы "Настенька" Эльвира Полуян с мужем Игорем несколько лет пытаются создать мастерские для "особенных" ребят. Игорь и его сын Сергей — кузнецы–ремесленники, готовы заселять их в усадьбе и передавать секреты ремесла. Недавно у них гостили 10 воспитанников из Городищенского дома-интерната: отдыхали и учились работать с железом. Осталось написать проект: где именно у молодых людей будут спальные места, как они будут питаться, чему обучаться. Прямо сейчас супруги готовы взять к себе двоих — посмотреть, что из задумки получится. Только все упирается в вопросы опекунства и финансов. Ведь как адаптировать частные агроусадьбы под сложившийся механизм, когда на содержание каждого воспитанника в интернате выделяются определенные средства, идут отчисления на зарплаты соцработникам? Есть страны, где проблему решили просто: суммы, раньше шедшие в интернат, переводят на счет хозяев, у которых ребята временно живут. Нам бы тоже не помешал гибкий подход...
Вариант № 3: мастерские
При каждом территориальном центре социального обслуживания населения есть социально-реабилитационные мастерские. Их задача, говоря языком документов, "обеспечить занятость людям с ограниченными возможностями". Да, они изготавливают сувениры, но на продажу такие поделки не идут. Другое дело — трудовые мастерские, где за свою работу можно и деньги получать.
В социальных мастерских для людей с особенностями развития прихода иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" постоянно работают около 95 человек. Среди них как выпускники интернатов и центров коррекционно-развивающего обучения, так и те, кто вообще не имел возможности для обучения. Под руководством инструкторов по труду они обрабатывают дерево, шьют, вяжут, ткут, делают церковные и декоративные свечи, мыло, открытки, ремонтируют книги, выполняют различные фасовочные работы. Как рассказала инструктор по труду учебной мастерской по художественной деревообработке Ирина Савенок, в мастерских распорядок дня строгий. И подопечным–сотрудникам сразу объясняют: это работа, а не кружок! Так постепенно формируются дисциплина и серьезное отношение к своим обязанностям. Но самое главное, здесь их ждет теплое общение, друзья и даже любовь. Плюс вместе с инструкторами они часто путешествуют и принимают гостей из других стран. Вот и совсем недавно на мастер–классах в мастерских побывала группа из Греции, которая состоит при митрополии Фив и Ливадии.
Важно знать
Бытует мнение, что люди с особенностями умственного развития больны. Это не так. Следует различать понятия "умственная неполноценность" и "психические заболевания". В первом случае имеется в виду интеллектуальная отсталость с раннего возраста. У таких детей часто есть нарушения памяти, внимания, мышления, речи, моторики и эмоциональной сферы. Но специальные занятия и упражнения помогают достигнуть прогресса. Под термином "психические заболевания" понимаются болезни, которые влияют на поведение и эмоции. Могут возникать проблемы и с пониманием, общением. Среди причин — тяжелый длительный стресс, психологические конфликты, употребление наркотиков и др. Кстати, по современным меркам и синдром Дауна — не болезнь, требующая лечения, а состояние. Многие люди с этим синдромом добились потрясающих успехов: скажем, шотландка Паула Саж снялась в нескольких фильмах и стала успешным адвокатом, а Рональд Дженкис — востребованный американский композитор.
По современным меркам и синдром Дауна - не болезнь, требующая лечения, а состояние. Многие люди с этим синдромом добились потрясающих успехов: скажем, шотландка...