По поводу нашумевшего постановления Министерства здравоохранения высказался президент. Александр Лукашенко раскритиковал решение ведомства поменять правила отпуска лекарств "в канун вирусов и эпидемий". Он попросил отдельных врачей рассказать о ситуации. За честным мнением медиков мы отправились в самую обычную минскую поликлинику. И узнали там, почему министрам нужно играть в шахматы.
Напомним, 19 октября вступило в силу постановление Минздрава № 66, которое изменило порядок выписки рецептов. На каждое лекарство теперь необходимо выписывать отдельный рецепт. Рецептурные бланки в аптеках должны забирать без возврата. Максимальный срок выписки лекарства – на 6 месяцев. В этом случае оно выписывается на нескольких рецептурных бланках, каждому дают порядковый номер.
Руководство поликлиники: "Ажиотаж пройдет, все привыкнут-утянутся"
В небольшом холле 15-й городской поликлиники — три небольшие очереди: в стол справок, регистратуру за карточками и в гардероб. Первым делом решаем узаконить наш приход и отправляемся к первому лицу поликлиники.
Тамара Кручинина исполняет обязанности главного врача. Ничего плохого в принятом Минздравом постановлении она не находит.
"Я считаю, что перечень безрецептурных препаратов остался широким. Антибиотик амоксициллин, если вы заболели в воскресенье, можно пойти и купить в аптеке. Ибуклин (жаропонижающее – TUT.BY), которым уже плешь проели, идет по рецепту, потому что доказано: эта комбинация двух противовоспалительных препаратов опасна. После приема ибуклина были случаи почечной недостаточности у деток, поэтому его запретили отпускать без рецепта".
С жалобами на новые порядки к Тамаре Александровне пациенты не ходили. "Только какой-то паренек написал за себя и за жену на сайт Минздрава. У него заболевание щитовидной железы, а жена покупает контрацептивы, поэтому нужно идти и выписывать рецепты. Но во всем мире контрацептивы назначает врач. Это небезопасные препараты".
С недовольным пациентом разбирались в поликлинике. Разъяснениями, говорит Тамара Александровна, этот человек был удовлетворен. Объяснили, что женщину, принимающую противозачаточные, врач должен осматривать раз в три месяца, поэтому выпишут три рецепта на три месяца, говорит и.о. главврача. "Умный парень — все понял".
Оказывается, чтобы разрулить ситуацию с недовольством пациентов, во всех поликлиниках открыли специальные кабинеты по выписке рецептов. "В течение всего дня медсестра выписывает препараты тем, кто не нуждается в осмотре врача (если человек уже был в этом году на приеме, и ему назначено лечение)", - поясняет Тамара Кручинина. За целый день в такой кабинет 15-й поликлиники приходит немного людей, медсестра может просидеть без работы полдня. Ни о каком аврале говорить не приходится, отмечает врач.
Тамара Александровна считает, что проблемы будут только пока "снабдим всех пациентов достаточным количествомрецептов". Зато потом "ажиотаж пройдет, все привыкнут-утянутся".
Пробиваться к врачам мимо огромной очереди, занятие еще то. Пациенты, услышав, что перед ними журналист и выслушав повод для обращения к врачу, понимающе отмечали: им "надобнее". "Посидите в очереди – прочувствуете все на себе", — предлагают они и грустно улыбаются: перед каждым кабинетом ждать приходится не меньше сорока минут.
Корреспонденту позволяют зайти в кабинет на две минуты. "Если не уложитесь в это время, мы вас вытянем оттуда". Шутить с очередью не стоит.
У офтальмолога: "Представьте, как тут "весело"
После принятия постановления нагрузка на врача, конечно, увеличилась, говорит офтальмолог. На выписку рецептов сейчас тратится времени больше, а внимания проблеме пациента - меньше. "Нас [офтальмологов] это коснулось в меньшей степени, потому что в перечне безрецептурных есть много наших препаратов".
К разговору подключается медсестра. "У нас 1,5 тысячи пациентов с глаукомой. На каждого нужно по 10 рецептов, потому что они по три препарата получают на три месяца. Мы и так принимаем по 80-90 человек в день, ходим никакие. А если больные глаукомой начнут приходить к нам каждый месяц, будем принимать в смену под 200 человек".
Плюс на прием приходят хронические пациенты, которые раньше могли купить самые элементарные препараты в аптеке без рецепта, рассказывает собеседница. "Вообще, у нас на доктора положено две медсестры, а я одна работаю. Вот и представьте, как тут "весело".
Лор: "Надо узнавать мнение врачей, а потом издавать приказы"
В кабинете отоларинголога сейчас как раз кварцуют, и медики могут уделить корреспонденту минутку. К постановлению №66 и медсестра, и врач относятся негативно. "Раствор диоксидина для ингаляций или капли в ухо с антибиотиком и гормоном можно было бы отпускать без рецепта", — говорит врач.
Специалист считает, что рецептурными часто делают "не те" препараты. Например, раньше 70%-й спиртовой раствор пустырника выписывали, а сейчас алкоголики совершенно спокойно покупают по пять флаконов. "За границей не продают корвалол, который содержит фенобарбитал. А у нас его отпускают без рецепта. И поэтому я наших бабушек называют наркоманками".
"Я вчера работала у невролога, — подхватывает разговор медсестра, - выписывала одному больному шесть рецептов. Это же все время. Ужас какой-то!".
На одного пациента у отоларинголога отведено всего 6 минут приема. Этого времени и так, конечно, не хватает, отмечает врач, и любые сложности отражаются на пациенте. "Если человек приходит с болью в горле, я больше смотрю горло. А по-хорошему, должна уделить внимание и носу, и уху", — поясняет специалист. Надо спрашивать мнение врачей, а потом издавать приказы, подводят итог медики.
Терапевт: "Очереди больше не стали. Не нужно сваливать все проблемы на постановление"
Молодой заведующий терапевтическим отделением поликлиники Никита Студент говорит, что после вступления в силу постановления №66 ситуация ощутимо мало поменялась. "Просто когда люди узнали, что произошло такое изменение, у них появился новый повод жаловаться на очереди. Хотя, больше ждать перед кабинетом они, по большому счету, не стали".
Никита Валерьевич отмечает, что люди очень часто не выполняют назначения врача: не ведут дневники давления, уменьшают дозировку лекарств, самостоятельно отменяют себе препарат. "С такими пациентами нужно встречаться чаще, чем раз в полгода и даже в три месяца. Исправно сдают анализы те, кому от врача что-то нужно, например, санаторно-курортная карта. Теперь нужен будет и рецепт. Поэтому постановление – это своеобразная мера воздействия на больного. Если не бонусами, так рецептами будем заманивать и сможем лучше контролировать течение болезни".
А в конце беседы он удивляет: Никита Студент уверен, что и теперь чаще к врачу люди ходить не станут. Всегда было много пациентов, которые даже с высоким давлением не ходили к врачу – принимали то, что советовал, образно говоря, сосед. "То, что ему не продадут в аптеке эналаприл, и он придет на прием – уже повод порадоваться", — говорит он.
У эндокринолога: "Он не пойдет больше за рецептом. Увеличится смертность. Как они этого не понимают?!"
Прием у эндокринолога еще не начался. В кабинете застаем лишь медсестру.
"По части эндокринологии теперь все очень плохо, — говорит медик. — Понятно, что гормоны просто так никто покупать в аптеке не будет". Теперь всем этим хроническим больным нужно постоянно ходить за рецептами. "Людям создали проблемы".
Больные возмущены, говорит медсестра и просит написать, что постановление придумал тот, кто не сидел в очереди в поликлинике. "Из-за этих рецептов увеличится смертность. Как они этого не понимают?! Если больному нужен берлиприл (препарат от повышенного давления; медсестра раньше работала в терапевтическом отделении), то раньше он просто шел в аптеку. Теперь сначала ему нужно два часа просидеть в очереди к врачу. Ни один работающий человек не будет этого делать, он просто не пойдет больше за рецептом. Понимаете, люди будут болеть".
Раньше на обычном рецепте можно было писать два препарата и указать: "Длительно постоянно на шесть месяцев". А теперь на каждом рецепте должен быть написан один препарат на один месяц.
"Пускай бы они боярышник не продавали алкоголикам по 5 бутылок за раз. Стою в аптеке, а он берет две бутылки корвалола, ну по нему же видно, что не по 20 капель будет пить".
Можно, конечно, выписывать по 6 рецептов на человека (вперед на полгода – TUT.BY). "Но представьте: 6 рецептов на одного, когда у тебя целая толпа! Выписывая "льготный" рецепт на инсулин, медсестре приходится вносить информацию в компьютер, журнал, карточку и льготную книжку. В 5 мест! А еще хотят, чтобы выписывали простые в шести экземплярах".
Женщина объясняет, почему больше врачей нововведением недовольны медсестры: "Для врача, по сути, мало что изменилось: рецепты пишет медсестра. И с больным больше общается средний медицинский персонал. Врачей они боятся, а мы для них – как члены семьи. Вот и высказывают свои жалобы".
Кабинет по выписке рецептов: к полудню - всего четыре пациента
Специально после нашумевшего постановления в поликлинике появился кабинет по выписке рецептов. Здесь дежурит медсестра с 8 утра до 20.00. К полудню среды сюда зашли лишь четыре пациента, рассказывает дежурный медик. Диалог прерывает четвертый пациент.
"Так об этом кабинете никто не знает. Я случайно выведала, - говорит Татьяна и рассказывает подробности. - Пошла сразу к врачу – там очередь. С талонами к ревматологу у нас очень сурово: есть всего пять в день - и на всех не хватает. Хотела записаться на неделю вперед, так нельзя. Нужно ждать 15-го числа. А 15-го будет ажиотаж! Вот хотела идти возмущаться к заведующей".
Объявление у входа в поликлинику, у стола справок и на каждом этаже пациентка не читала.
Татьяна болеет третий год, раньше ей выписывали рецепт на полгода. Недавно женщина выписалась из больницы. "Месяц сидела на рецептах [из клиники], а теперь что — каждый месяц скакать за выпиской?!" Врачи объясняют, что приходить к врачу нужно, чтобы скорректировать лечение. "Мне не поменяют лечение, - уверена Татьяна. —Я раньше год пила таблетки, они не помогали. Ходила с распухшими руками и просила поменять назначения. Врач объясняла, что прописанное в больнице лечение исправить не может".
При нас медсестра выписывает Наталье всего один рецепт – на один месяц. Почему? "Я хочу пояснить по поводу срока, - объясняет медсестра, - если нужно рецептов на полгода – выпишем и на полгода".
"Если вы это сделаете – я буду счастлива", - удивляется пациентка, и мы понимаем, что о такой возможности Наталья слышит впервые.
Пациент: "Каждый министр должен играть в шахматы"
"Выслушайте, пожалуйста, меня", - обращается к журналисту интеллигентного вида бабушка, как потом оказалось, бывший преподаватель. - Мне 76 лет. Я хожу уже плохо. Мне пожизненно нужно пить статины для снижения холестерина. Но теперь каждый месяц, ковыляя, я должна ходить за рецептом. Почему я должна страдать? Это безобразие!" Стоящий рядом с пациенткой врач подтверждает: принимать препарат нужно постоянно на протяжении всей жизни, коррекции лечение не требует. "Теперь мне все время нужно держать в уме, когда закончатся таблетки, чтобы не было перерыва в приеме препарата", - продолжает пациентка.
В шахматах играющие продумывают на несколько ходов вперед, говорит женщина. "Так вот каждый министр должен играть в шахматы. А то вышел ляпсус".
TUT.BY проследит за судьбой медиков, которые честно рассказали о проблемах президенту и читателям.