НИКОЛАЙ ГАМБАЛЕВСКИЙ: «В ПЕДАГОГИКЕ НЕЛЬЗЯ БЫТЬ РЕМЕСЛЕННИКОМ!»
30.01.2015
—
Новости Общества
|
— Я — рядовой запаса, воинская специальность — наводчик орудия среднего танка, — с гордостью сообщил директор средней школы № 46 города Витебска Александр Хритоненко. Неудивительно, что в данном учебном заведении допризывная подготовка в почете — с таким-то отношением руководителя коллектива к срочной службе! — Тем, кто отслужил в армии, есть что рассказать воспитанникам, чему их научить, чем убедить, если надо, — продолжил Александр Михайлович. — В школе, в которой я учился, был прекрасный военрук — майор, участник Великой Отечественной войны. Как мне помогла его наука в армии! Многие мои сослуживцы еще только осваивались, а я уже мастерски разбирал и собирал автомат, знал уставы… Офицер СШ № 46 была открыта лишь пять лет назад. Все необходимое приходилось закупать, в том числе и для допризывной подготовки. А казна, как говорится, не резиновая, да и старое оборудование, что тут скрывать, порой бывает лучше и надежнее нового. Большую поддержку оказал отдел образования Первомайского района Витебска. Первый год ДПЮ преподавал учитель истории. Дело было поставлено на прочную основу, когда должность учителя допризывной подготовки занял майор запаса (теперь — в отставке) Николай Гамбалевский, уроженец Витебщины. Что он стал военным и педагогом в одном лице, удивляться не приходится. Его отец — Пётр Максимович — во время Великой Отечественной был артиллеристом, мать — Мария Игнатьевна — работала учительницей. Николай с детства мечтал стать офицером. Его срочная служба проходила в учебной дивизии. В звании старшина парень поступил в Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище. Причем конкурс был семь человек на место. Конечно, Николай к тому времени уже и сам мог многому научить однокурсников, например, строевой подготовке. Его назначили заместителем командира учебного взвода. После окончания училища лейтенант Гамбалевский занял должность заместителя командира разведывательной роты по политической части. Подразделение входило в состав 20-й разведывательной бригады. Довелось служить в Забайкальском, затем в Прикарпатском военном округе, в Группе советских войск в Германии. В августе 1990 года Николая Петровича перевели в Белорусский военный округ. Заместитель командира 473‑го управления начальника работ по политической части майор Гамбалевский наблюдал, как рушится великий и могучий Советский Союз, ломаются судьбы, разыгрываются трагедии… Коснулась перестройка и жизни Николая Петровича. Он мог и хотел служить дальше, но обстоятельства сложились так, что в конце февраля 1992 года Николай Петрович был вынужден уволиться в запас… Учитель С 2010 года он — учитель ДПЮ. Начинал оборудовать кабинет с голых стен, сам их, к слову, и красил. Принес из дома ковер, чтобы было уютнее. Занялся наглядными пособиями, оснащением стрелкового тира. Собрал тематическую видеотеку. Кабинет допризывной подготовки теперь не узнать. Здесь все сделано для того, чтобы юноши могли освоить азы военной науки. Есть телевизор-плазма, ноутбук, DVD-проигрыватель. Но майор в отставке Гамбалевский считает: — Это только кажется, что все сделано. Все да не все! В тире, например, надо настелить пол, сделать освещение по всем требованиям, приобрести пулеулавливатели. Потом я планирую довести его до параметров, которые требуются на занятиях по стрельбе из малокалиберного оружия. А еще нам необходимы макеты автоматов. Пока в нашей школе их нет, разборку-сборку АК‑74 мы с ребятами отрабатываем в СШ № 23. Учебно-полевой сбор проводим на базе 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады. Ее военнослужащие устраивают для юношей показные занятия по боевой подготовке и выставки образцов оружия (при этом рассказывают о его устройстве, тактико-технических характеристиках). Они учат ребят укладывать парашют, помогают им освоить технику метания гранаты… Проблемы Рассказал Николай Петрович и о характерных трудностях, с которыми обычно сталкиваются учителя допризывной подготовки: — Первая сложность — приписка в военкомате юношей, достигших 16 лет. Пока соберешь на всех необходимые бумаги, столько потов сойдет! В прошлом году было семь десятков приписников. Но, несмотря на сложности, наша школа в военкомате была отмечена в лучшую сторону. Вторая проблема, которую каждый учитель ДПЮ должен как-то решить, — мотивация юношей для службы в армии. В начале работы проводил анкетирование среди своих воспитанников и получил ужасающие результаты: «Не хочу служить», «Не буду», «Не люблю армию», «Согласен на альтернативную службу», «Буду служить, если призовут»… Вот где работы для патриотического воспитания непочатый край! Причина? В семьях, часто неполных. Не та обстановка в них! В школах 95% учителей — женщины. Да это полбеды, если бы они все шли в педагогику по призванию! В патриотическое воспитание надо вкладывать душу! В педагогике нельзя быть ремесленником! Надо понимать огромную роль допризывной подготовки, которая направлена не только на обучение будущих солдат и офицеров, но и будущих защитников Отечества в рядах войск территориальной обороны. И насчет здоровья допризывников тоже возникают вопросы. В прошлом учебном году я отобрал из числа моих воспитанников шесть кандидатов для поступления в Военную академию и на военные факультеты в гражданских вузах. Отличные ребята, хорошо подготовленные физически и по школьным предметам. И что? Ни один из них не прошел по здоровью… Радует, что двое наших учащихся сегодня учатся в кадетском училище… Николаю Гамбалевскому нравится работать с детьми, они доверяют ему, по примеру педагога стараются следовать принципу: не обещай, если не сможешь выполнить. Ребята уважают наставника за прямоту и честность. Он им иногда повторяет: «Я не имею права вас бить, оскорблять, кричать на вас. Но я сохраняю за собой право называть вещи своими именами. Не обессудьте, если эти имена не будут отличаться нежностью». — Анкетирование провожу ежегодно, — поделился педагог, который, к слову, является членом совета организации БСО Первомайского района Витебска. — Есть улучшения, не скрою. Но радоваться еще рано. Чтобы воспитать достойную смену, еще много предстоит работать всем нам на своих местах. Такова моя точка зрения. Елена Романова, «Ваяр», romanova@vayar.sml.by, фото Елены Затирки Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
— Я — рядовой запаса, воинская специальность — наводчик орудия среднего танка, — с гордостью сообщил...
|
|