Заместитель генерального директора Игорь Чергинец рассказал, почему в авиакомпании "Белавиа" правило двух человек в кабине пилотов действует уже несколько лет, и удивился "утечке информации" до окончания расследования крушения Airbus A-320.
Замгендиректора "Белавиа" по маркетингу и внешнеэкономической деятельности Игорь Чергинец. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
"Это стало шоком не только для обычных людей, но и для профессионалов авиации"
Замгендиректора авиакомпании "Белавиа" Игорь Чергинец поделился с журналистом TUT.BY впечатлениями об обстоятельствах крушения самолета в Альпах. Это стало "шоком не только для обычных людей, но и для профессионального авиационного сообщества". В первую очередь потому, что произошло это не с какой-то небольшой неизвестной авиакомпанией, а с перевозчиком Евросоюза, где ожидается соблюдение строгих правил.
Напомним: 24 марта лайнер авиакомпании Germanwings со 150 людьми потерпел катастрофу северо-восточнее Марселя. Все, кто был на борту, погибли. По предварительным данным расследования, самолет умышленно направил в пике второй пилот Андреас Лубиц. Командир экипажа, покинувший на время кабину, больше не смог попасть внутрь. Есть сведения о психических проблемах у Лубица.
С момента катастрофы разгорелась дискуссия о том, почему не все авиакомпании выполняют так называемое "правило двух человек" в кабине экипажа, ставшее обязательным для многих после захвата самолетов в Америке 11 сентября 2001 года. Мы поинтересовались, как с этим обстоит дело в Беларуси.
– "Правило двух человек" стало действовать в нашей авиакомпании несколько лет назад. Тогда это была мировая тенденция. Могу сказать: несколько удивительно слышать, что сейчас какие-то авиакомпании делают заявления о том, что они обязали к этому своих пилотов. Мы приняли такое правило, когда готовились к операционному аудиту IATA. Мы имеем сертификат IOSA по безопасности полетов – когда его получали, и внесли такой пункт, который является стандартом, - говорит Чергинец.
Экипаж "Белавиа" во время полета. Фото: Александр Лычавко, TUT.BY
Правило прописали и в руководстве по производству полетов авиакомпании "Белавиа", которое утвердили в 2014 году.
Особый регламент предписывает также, что бортпроводник должен периодически заходить в кабину пилотов для проверки, все ли в порядке, или связываться с пилотами по внутренней связи – особенно это касается ночного времени.
Открыть кабину пилотов снаружи помимо их воли в самолетах "Белавиа" нельзя – это как раз обусловлено вопросами безопасности.
– Важно не допустить попадания в кабину неавторизованных людей, это связано с угрозой терроризма, – объяснил Игорь Чергинец.
Человек с психическими заболеваниями не может в нашей стране стать пилотом, уверен собеседник. Пилоты "Белавиа" проходят регулярные медицинские осмотры в специальном "авиационном" медицинском учреждении.
Cостояние пилотов "Белавиа" проверяют и перед полетами. Пилотам измеряют давление, проверяют их на алкотестере. Однако у пилотов за смену бывает несколько рейсов - если между ними перерыв не больше шести часов, то второй раз проходить кабинет медиков не нужно.
– К тому же очень важная роль у руководства авиационного отряда любой авиакомпании. Они должны отслеживать состояние членов авиационного отряда, в том числе психологическое. Помимо медицинских обследований, важно общение. Дело в том, что когда экипаж из двух человек летит в самолете, достаточно явно проявляются отклонения. И если организована работа правильно, то это выявляется на ранних стадиях, не доводится до того, что произошло…
Игорь Чергинец отмечает, что встречаются ситуации, когда командир со вторым пилотом "мягко говоря, не понимают друг друга". Расстановка экипажей производится с учетом подобных психологических особенностей.
Выводы надо делать после окончания расследования
Представитель "Белавиа" призывает не делать каких-то выводов до окончания расследования.
Germanwings является дочерней компанией авиаперевозчика Lufthansa, самолеты которой летают и в Беларусь. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY
– Все, что сейчас происходит, – нестандартная, ненормальная ситуация. Сейчас идет какая-то намеренная утечка информации о ходе расследования. Это нонсенс, который как раз вредит как самому расследованию, так и выводам. Потому что создается определенное общественное мнение на основании неокончательных данных – непонятно до конца еще, что там произошло. Обычно происходит так: сначала проводится расследование, выявляются причины. Потом определяют документы, в которых требуется изменение каких-то норм, правил, конструктивных особенностей самолета, подготовки персонала – наземного, летного. И тогда уже вносятся коррективы. А внося коррективы, не имея окончательных выводов расследования, – наоборот, можно только навредить.
Добавим, что Национальный профсоюз пилотов гражданской авиации Франции посчитал преждевременной рекомендацию Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) о присутствии двух членов экипажа в кабине пассажирского самолета во время полета. Профсоюз французских летчиков считает, что рекомендация EASA была составлена в спешке, не дожидаясь достаточно полного анализа аварии и без учета последствий нововведения. Рекомендация EASA о том, что на протяжении всего полета должны находиться в кабине пилотов по меньшей мере два члена экипажа, была обнародована вскоре после крушения рейса Germanwings. Многие авиакомпании еще до этой рекомендации ввели такое правило, обязательно оно и для американских авиакомпаний.
Новости об обстоятельствах крушения самолета в Альпах стали "шоком не только для обычных людей, но и для профессионального авиационного сообщества", - рассказал...