Как в Беларуси принимали Раджива Ганди, Ким Ир Сена и Муамара Каддафи. 21.by

Как в Беларуси принимали Раджива Ганди, Ким Ир Сена и Муамара Каддафи

18.04.2015 14:42 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Беларусь посещали многие политики: Иосип Броз Тито, Ясир Арафат, Фидель Кастро, Жорж Помпиду, Ричард Никсон, Тодор Живков, Билл Клинтон и другие. Об особенностях работы протокольной службы и белорусских дипломатов пишет издание "Народная газета".

"За то, чтобы все прошло без сучка и задоринки, отвечает протокольная служба, - говорит ветеран дипломатической службы с 22-летним стажем Николай Семилетников. - Нужно предусмотреть буквально каждую мелочь, расписать все по минутам".

В 1984 году в Минск на специальном бронированном поезде прибыл Генеральный секретарь ЦК Трудовой партии Кореи, президент КНДР Ким Ир Сен. Он не боялся летать на самолете, как некоторые судачили, ему просто захотелось посмотреть, как живет "могучий сосед". В свите вождя было немало министров и руководящих работников. Говорил он немного, всегда тщательно обдумывая слова. Еще бы! Рядом всегда были летописцы, которые ловили и переносили на бумагу каждое его слово. Он занял пять вагонов из четырнадцати - это кабинет, спальня, вагон для физических упражнений, салон для пресс-конференций, столовая (где подавались только корейские блюда).

Конечно, проезд такого высокого гостя вызвал переполох на советской железной дороге: пришлось перекраивать привычный график движения поездов, чтобы состав следовал без лишних остановок.


Во время визита в Советский Союз Ким Ир Сен разыскал Якова Новиченко, который в 1946 году спас его от взрыва гранаты. Фото из архива

Ким Ир Сен заставил тогда протокольную службу решать нестандартные задачи. Во-первых, выяснилось, что он привык спать на кровати размером 2 метра 20 сантиметров. И в резиденции "Заславль" умельцам Молодечненской мебельной фабрики в срочном порядке пришлось удлинить кровать на 20 сантиметров и найти подходящий, нестандартный для того времени матрас. Во-вторых, оказалось, что у гостя есть еще одно требование: ступеньки не должны быть выше 30 сантиметров. А у памятника-обелиска на Площади Победы, где члены делегации должны были возлагать венки, ступеньки были выше. Что делать? Решили, что солдаты поставят венки сбоку от Вечного огня. Наступило время "Ч". Машину ожидали со стороны цирка. Но прошло 5, 10, 15 минут... Никого.

Наконец, через 20 минут со стороны улицы Киселева вынырнула представительская машина. Оказывается, посол Советского Союза в Корее предложил Ким Ир Сену внепланово посетить Дом-музей I съезда РСДРП (грубое нарушение протокола). Однако и на этом странности не закончились. Гость едва не оскорбился, когда ему не предложили подняться лично к памятнику-обелиску. "Ведь на фотографиях в музее "все мои уважаемые друзья, руководители братских коммунистических рабочих партий возлагают венки наверху памятника", - заметил тогда Ким Ир Сен. Поэтому наперекор всем прежним договоренностям он поднялся-таки по ступенькам, с достоинством поправил на венке ленточку и неожиданно попросил сделать коллективную фотографию на память.

"Буквально через год, в мае, к нам приехал еще один интересный человек - молодой симпатичный руководитель Индии Раджив Ганди, - вспоминает Николай Семилетников. - Мы подготовили для него, жены Сони и двоих детей (дочки и сына) разнообразную программу".

Проблемы у "протокольщиков" возникли сразу же по прибытии самолета. Только он стал заходить на посадку, как начался весенний ливень. Воды на аэродроме по щиколотку, ковровая дорожка плавает, флаги, как тряпки, оркестр играть не может. Как проводить официальное мероприятие? Решено было немедленно все свернуть. Подогнали машины для президента, два автобуса для прессы и развезли всех по адресам: Раджива Ганди с семьей и свитой - в резиденцию "Заславль", остальных - в гостиницы. Торжественную церемонию встречи провели позже, совместили ее с традиционным возложением венков на Площади Победы.


Популярность Раджива Ганди была очень высока. Фото из архива

Соня Ганди тогда посетила институт иностранных языков, побывала на занятиях, на концерте. Детей предложили отвезти в лагерь "Зубренок", но родители не захотели отпускать их слишком далеко и они остались в резиденции. Наши охранники придумали для них развлечение: дали им удочки, ведра и повели рыбачить на водохранилище. Когда же Раджив с Соней вернулись, дети радостные подбежали к ним показывать улов. "Раджив строго на них посмотрел, а потом дал им легкого шлепка, - рассказывает Николай Алексеевич. - После нам объяснили, что в Индии есть закон, который ограничивает количество выловленной рыбы. Этого нюанса мы не учли".

Еще один любопытный факт. Когда прилетают официальные высокие представители, им дают время отдохнуть. На следующий же день организуется первая встреча, на которой обычно заместитель председателя белорусского Правительства знакомит приезжих с нашей республикой, уточняет программу мероприятий. Раджив Ганди прилетел к нам с целой армией журналистов. По прибытии им сразу раздали пресс-релизы о Беларуси. Полученную информацию многие сразу передали на родину. Поэтому, когда наутро к Радживу Ганди пришел наш представитель на неофициальную встречу и начал свой доклад, индиец перебил его и сказал: "Спасибо большое. Я сегодня утром послушал радио Индии и имею хорошее представление о стране, в которую я прибыл".

Личные предпочтения гостя для службы протокола - закон. Ничто не обсуждается, а немедленно выполняется.

Например, когда в конце осени 2008 года приезжал руководитель Великой ливийской революции Муамар Каддафи, он выдвинул достаточно необычное требование. И мы все сделали, как он просил. В резиденции "Заславль", несмотря на погоду, был разбит бедуинский шатер. Он был обтянут зеленоватой тканью с изображениями верблюдов и пальм. Перед шатром, куда вела ковровая дорожка, располагался мангал. Внутри обстановка была довольно скромной: несколько кресел и диванчиков, а также плазменный телевизор.


Муамар Каддафи на возложении венков к монументу Победы в Минске с тогдашним первым вице-премьером белорусского Правительства Владимиром Семашко. Фото из архива

Культурная программа - неотъемлемая часть любого официального визита. Кому-то интересны музеи, картинные галереи, а кто-то хочет сходить в цирк, русскую баню или в ресторан с варьете. Не раз Николаю Алексеевичу приходилось слышать отзывы, что "в Москве, на Арбате, варьете - пошлятина, а в Минске - высокое искусство". "Очень любят гости оперу и балет. Выбирая драматическую постановку, "протокольщикам" нужно быть особо внимательными", - предостерегает опытный дипломат. Был в его практике один забавный случай. Повели однажды немецкую делегацию на спектакль "Павлинка". Началось представление. Артисты отыграли смешную сцену, и зал взорвался от хохота. А с делегацией была опытная переводчица, которая умела объяснить все шутки-прибаутки по сюжету. И как только зал стих - настала очередь немцев хохотать. А они это делают громко, как говорится, от души.

Очень много интересного рассказал мне Николай Семилетников. Действительно, разве не интересно побывать за кулисами дипмероприятия?..
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Об особенностях работы протокольной службы рассказал ветеран дипломатической службы с 22-летним стажем Николай Семилетников.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика