В 2012 году группа из шести граждан Беларуси под руководством уроженца Минска, выпускника академии МВД Виктора Чернушевича пытались похитить жену и дочь командира витебской 103-й бригады полковника Александра Кулакевича. Суд прошел в закрытом режиме, о нем не сообщалось в СМИ. Из приговора суда, копией которого располагает TUT.BY следует, что похищение планировалось из корыстных побуждений. Однако журналистка Ирина Халип, ссылаясь на свои источники, утверждает, будто сам Чернушевич в ходе следствия заявил, что планировал госпереворот. Адвокат Чернушевича слова Халип опровергает.
Из текста судебного решения следует, что 27 сентября 2013 года Виктор Чернушевич и еще пятеро граждан Беларуси: Игорь Корольков, Сергей Жигар, Александр Белоусов, Вадим Гусейнов и Максим Назаров – были приговорены к разным срокам заключения от 7 до 13 лет (максимальный срок получил Чернушевич).
Основное обвинение им предъявили по статье 182 Уголовного кодекса "Похищение человека". Некоторые из них также были осуждены по обвинению в хулиганстве, подделке документов и самовольном присвоении себе звания должностного лица.
Александр Кулакевич, фото Белорусской военной газеты "Во славу Родины"
Их план, утверждается в обвинительном приговоре, состоял в том, чтобы похитить дочь и жену полковника Александра Кулакевича – командира витебской 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады сил специальных операций. Кулакевич занимал эту должность и в декабре 2013 года. По сведениям TUT.BY, сегодня он уже не является командиром 103-й бригады, однако куда он был переведен, выяснить не удалось. На момент попытки похищения сам Кулакевич жил в Витебске, его семья – в Марьиной Горке.
Как следует из приговора, первым этапом плана по похищению дочери и жены полковника стала инсценировка нападения с применением газового баллончика на 12-летнюю дочь Кулакевича – Александру. 20 сентября 2012 года это сделал Корольков.
Затем, 13 декабря в форме сотрудников Следственного комитета и МВД и с поддельными документами осужденные пришли домой к Кулакевичам, представились сотрудниками правоохранительных органов, которые якобы нашли нападавшего на Александру, попросили ее и ее мать Наталью проследовать за ними для опознания хулигана. Так они планировали похитить Наталью и Александру, для чего заранее закупили усыпляющий препарат изофлуран, который используется также для медицинского наркоза. Однако Наталья Кулакевич попросила перенести опознание на следующий день.
Почти всех неудачливых похитителей задержали сразу же. Чернушевича, Гусейнова и Назарова – около дома Кулакевичей, Белоусова и Королькова – на ближайшей заправке, Жигара – на следующий день на даче в деревне Язвины. Сотрудники МВД следили за группой после того, как из ателье пришел сигнал о заказе милицейской формы.
Судебное разбирательство было закрытым. Минский областной суд вынес обвинительный приговор 27 сентября 2013 года. Кассационное обжалование в Верховном суде – также прошло в закрытом режиме.
Справка TUT.BY. Согласно ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса Беларуси, разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны госсекретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими.
Зачем похищать жену и дочь полковника?
TUT.BY попытался выяснить мотив, с которым осужденные шли на похищение дочери и жены командира витебской бригады сил спецопераций. В приговоре по этому поводу сказано следующее: "Мотивом совершения преступления явилось получение материальной выгоды для себя"
Сам глава преступной группы Чернушевич на суде частично признал свою вину и показал, что "в ноябре 2011 года у него возникла мысль совершения преступления, в связи с этим обратился к Королькову в январе 2012 года и рассказал ему, что в одной из воинских частей в Витебске имеется секретный аппарат связи, с помощью которого возможно снять деньги, находящиеся на счетах в банках". "Для этого необходимо установить место нахождения семьи Кулакевич, поскольку только путем их похищения будет возможность получить деньги", - сказано в тексте судебного решения. В приговоре не поясняется, что это был за "секретный аппарат связи".
Белорусская журналистка Ирина Халип в своих статьях в российской "Новой Газете" и на сайте Хартия’97 описывает другую версию мотива деяний Чернушевича и его группы.
Ссылаясь на другие засекреченные материалы дела, с которыми по ее словам, Халип удалось ознакомиться, журналистка утверждает, что в ходе предварительного расследования Чернушевич якобы давал показания о том, что планировал похитить жену и дочь полковника Кулакевича, чтобы убедить того отдать подчиненным ему воинским подразделениям приказ о свержении власти в Беларуси.
Как сообщила Халип в комментарии TUT.BY, эти данные подтвердил ей также бывший заключенный Могилевской исправительной колонии №15, который общался с Чернушевичем, отбывавшим там свой срок.
Ирина Халип пишет, что Чернушевич, окончивший академию МВД, но решивший не работать в силовых структурах, не мог устроиться в жизни. В декабре 2011 года он якобы познакомился с отставным офицером-десантником по имени Сергей Иванович, ветераном Сил специальных операций (ССО). В ходе разговора, пишет журналистка, собеседники обсуждали ситуацию в Беларуси и даже возможную смену власти военными.
В статье отмечается, что на второй встрече, которая прошла уже по инициативе Сергея Ивановича, он сказал, что есть "есть реальная возможность силовым путем сменить власть". По данным Халип, он якобы рассказал о недовольстве военных своей жизнью и предложил план с похищением дочери и жены полковника, чтобы убедить его отдать бригаде "нужный приказ".
По данным журналистки, Чернушевич, готовясь к преступлению, "успел по рекомендации все того же Сергея Ивановича съездить на Украину на переговоры с УНА-УНСО". "Встречался с одним из доверенных лиц Юрия Шухевича, неким Богданом. По словам Чернушевича, переговоры были конструктивными: украинцы при необходимости обещали помочь", - пишет Ирина Халип.
Кроме того, как пояснила Халип TUT.BY, по ее данным, в судебном процессе полковника Александра Кулакевича по какой-то причине не допросили в качестве свидетеля.
Адвокат Чернушевича: "Мой подзащитный очень больной человек"
Еще одной деталью, которую сообщила TUT.BY Ирина Халип стало то, что с журналисткой недавно связалась мать заключенного Чернушевича. По словам Халип, мать сообщила, что сразу после приговора адвокат ее сына Алексей Ермошин (сын главы Центризбиркома Лидии Ермошиной) порекомендовал ей не сообщать в прессу об уголовном деле.
Фото с сайта nn.by
TUT.BY связался с Алексеем Ермошиным. Адвокат подтвердил, что представлял интересы Чернушевича. На вопрос, действительно ли он советовал матери осужденного не общаться с прессой об этом деле, Ермошин ответил: "Я такого не припоминаю".
Статью Ирины Халип он назвал "непрофессиональным изложением информации". Он также опроверг утверждения журналистки о том, что в уголовном деле было 20 томов (из которых 8 якобы засекреченных) и адвокаты к ним не имели доступа.
"Слаженная работа адвокатов позволила изменить обвинение на более мягкую часть статьи", - отметил Ермошин. Адвокат отметил, что никакого Сергея Ивановича, который был упомянут в статье Ирины Халип, в деле не проходило. Кроме того, Ермошин отметил, что Чернушевич и не встречался с представителями украинских националистических организаций, а только попытался связаться с ними, на что те сообщили о своей незаинтересованности в сотрудничестве.
Собеседник TUT.BY воздержался от комментариев по вопросу, действительно ли Чернушевич планировал госпереворот. "Я утверждал на процессе и утверждаю, что мой подзащитный должен был находиться на излечении в больнице. Его нахождение в местах лишения свободы опасно для заключенных", - сказал адвокат.
"Дело специфическое и неоднозначное. О том, что говорится в статье о секретном приборе, понятно, что никто это всерьез не воспринимал, над этим все смеялись. У всех был вопрос: как можно было убедить людей в таком бреде? Мой подзащитный очень больной человек. То, что он говорит, заразно. Поэтому это дело и не озвучивалось в прессе. Очень легко людей заразить тем бредом, который говорит мой подзащитный, а не потому, что там есть что-то секретное", - заявил Ермошин.
На просьбу TUT.BY прокомментировать тот факт, что в приговоре судебная коллегия суда Минской области признает обвиняемых вменяемыми, адвокат подчеркнул: "Медицинских документов, чтобы признать их невменяемыми, не было". По словам Ермошина, Чернушевич после окончания академии МВД не стал сотрудником милиции именно по той причине, что не прошел психологическое тестирование при устройстве на работу.
Отметим, в приговоре действительно приведен вывод судебно-психиатрической экспертизы, которая не выявила психических расстройств у обвиняемых. Суд указывает, что у него "нет оснований сомневаться в объективности данных заключений".
***
Пресс-секретарь Верховного суда Юлия Ляскова на вопрос TUT.BY, почему дело рассматривалось в закрытом судебном заседании, ответила, что это было сделано "в интересах обеспечения государственных секретов". В Министерстве обороны комментировать это дело не стали.
Мы вынуждены констатировать, что ряд вопросов в этой истории остались без ответов. TUT.BY так и не удалось выяснить реальные мотивы попытки похищения, как Чернушевич мог убедить пятерых человек пойти на преступление с настолько нереалистичными планами, как заявляется и в приговоре (завладение секретным прибором) и в версии Ирины Халип (госпереворот), почему дело было засекречено и почему обвиняемые получили именно такие сроки наказания.
В 2012 году группа из шести граждан Беларуси пытались похитить жену и дочь командира витебской 103-й бригады сил спецопераций полковника Александра Кулакевича. TUT.BY...