Как привлечь туристов в Беларусь? Как сделать минские парки более интересными, а отдых в них - активным? Студенты нескольких белорусских вузов искали ответы на эти непростые вопросы. На конкурсе брендинга территорий OPEN your IDEA, который прошел в Минске, предлагали открыть ресторан на 46 этаже, а на Нарочи построить целую республику развлечений.
TUT.BY посмотрел, какие идеи приглянулись членам жюри.
От проекта "Белорусские Мальдивы" пришлось отказаться
В конкурсе брендинга территорий участвовали 14 студенческих проектов. Правда, не все дошли до презентации. Кто-то просто не пришел на конкурс, а одну из работ - проект "Белорусские Мальдивы" - пришлось "забраковать". Он предусматривал превращение меловых карьеров под Красносельском в зону отдыха. Однако, несмотря на живописный вид, отдых на карьерах небезопасен и оттуда как раз сейчас старательно отваживают туристов.
Лучшие работы будут участвовать в фестивале OPEN, который пройдет в Минске 4-6 июня. Там работы студентов, наряду с работами профессионалов, презентуют международному жюри из стран СНГ и Западной Европы. Организаторы конкурса (группа компаний SATIO) будет обращаться в государственные органы, чтобы помочь в реализации проектов.
"В прошлом году, например, МИД, а впоследствии и представитель одной из частных структур изъявили желание помочь в реализации проекта "1000 музеев Беларуси". Это серия роликов о музеях нашей страны. Как раз сегодня авторы проекта рассказали, что уже в этом году ролики появятся на белорусских телеканалах", - прокомментировал TUT.BY оргкомитет мероприятия.
Правда, проект "1000 музеев Беларуси" был не студенческим - его делала профессиональная студия. Однако и студенческие работы порой подают неожиданные и достойные воплощения идеи. Из десятка представленных проектов профессиональное жюри выделило пять.
Кто оценивал работы?
Александр Скрабовский - сооснователь ряда проектов в сферах web, производства, девелопмента, медицины, поддержки молодых предпринимателей (startidea.by).
Нина Емельянова - начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома. Владислав Иванский - генеральный директор, председатель совета директоров Группы компаний SATIO. Лилия Кобзик - главный редактор газеты "Туризм и отдых" и портала TIO.by. Ольга Кашкан - креативный директор брендинговой компании Fabula, руководитель агентства Naming.by.
Нарочанская Республика с въездными штампами "понарошку"
Ребята из Государственного института управления и социальных технологий БГУ представили жюри, пожалуй, самый проработанный проект. Они придумали способ привлечь большое количество туристов на озеро Нарочь. Причем проиллюстрировали не только бренд, который предлагают, но и расписали антикризисные меры на случай, если что-то пойдет не так.
Студенты обозначили проблему: низкий спрос среди туристов при большом туристическом потенциале курорта Нарочи. По мнению разработчиков, между озерами Нарочь и Белым надо создать Нарочанскую Республику со слоганом: "Нарочанская Республика – стань гражданином страны развлечений". Придумали для республики логотип, герб и флаг. Для пущей реальности предлагается на въезде на территорию места отдыха поставить своеобразный КПП и ставить "понарошку" въездные штампы на специальный бланк.
Что внутри? Несколько комплексных зон отдыха. Например, в одной из них предлагают построить 3 хостела, рассчитанные на 84 человека, а также палаточный городок, оборудовать места для тех, кто хочет приехать на отдых со своими палатками. Сдавать в аренду для отдыхающих наборы дачной мебели, мангалы. Даже прайс-лист уже есть. Место в хостеле может стоить 10 долларов, аренда двухместной палатки - 5, место под свою палатку - 2.
Ребята просчитали сроки окупаемости культурно-развлекательного комплекса. Что там может быть? Мобильный скалодром, аттракцион "аэродинамическая труба", современные качели для детей, а также мероприятия вроде катания на санях, квадроциклах, лыжных забегов, квесты на местности.
Нарочанская Республика видится участникам конкурса как хорошее место для проведения фестивалей художников и музыкантов. Жюри высоко оценило этот студенческий проект. Вместе с тем, представитель брендинговой компании Ольга Кашкан посоветовала добавить в Нарочанскую Республику "беларускасці": "Хацелася, каб і ва ўсіх нашых праектах, якія сёння прэзентуюцца, было больш беларускага. Чаму мы баімся быць беларускімі, быць беларусамі? Гэта канцэптуальны для краіны праект, толькі трэба гэтую беларускасць больш унесці. Гэта тое, чаго нам не хапае".
Макет домика для туристов, который принесли с собой авторы проекта "Нарочанская Республика"
Ресторан "Неба на далоні" на высоте в 46 этажей
Студентки БГТУ придумали ресторан для комплекса "Башни Минска", которое обещают построить на улице Филимонова. Девушки предлагают открыть ресторан на 46 этаже небоскреба, организовать в нем открытую кухню, где каждый сможет понаблюдать за тем, как идет приготовление белорусских национальных блюд.
Авторы идеи предлагают интерьер с белорусскими нотками, а также собираются оснастить ресторан планшетами, при помощи которых посетители смогут рассматривать достопримечательности Беларуси.
Жюри в этом проекте увидели неплохую идею, но посоветовали обратить внимание на язык обслуживания. Раз заявлено название на белорусском, важно, чтобы официанты пользовались языком, и в меню о нем тоже не забывали. Креативный директор брендинговой компании Fabula Ольга Кашкан отметила, что цельность проекта, выдержанность его в одном стиле крайне важна, потому что в Беларуси порой открываются заведения с похожим замыслом, но потом превращаются в нечто совсем иное.
Студентки, придумавшие ресторан "Неба на далоні" сделали макет возможного интерьера заведения
Бренды Лошицкого парка. Новый логотип и привидение Ядвиги
Сразу два проекта на конкурсе посвятили Лошицкому парку. Любопытно, что их поддерживает администрация Ленинского района. Первый, "Парк культурного отдыха Лошицкий", сделан как раз по заказу районной администрации. Авторы этого проекта, студенты БГТУ, разработали календарь мероприятий в Лошицком парке. Например, предлагается устраивать там "Чайный день", а еще строить скворечники на Всемирный день птиц. Предлагают изменить логотип парка, сделав его более современным и образным.
Парк поделить на зоны активностей, а среди посетителей проводить конкурс фотографий "Пани Лошицкого парка". Чтобы поддержать историческую память места, устраивать там "Средневековый выходной" - с прогулками на лошадях и в каретах.
Администрации парка студенты советуют организовать аренду инвентаря: мангалов, мячей, скакалок, велосипедов, самокатов и прочих полезных для прогулок вещей. В комнате парковой администрации предлагают оборудовать комнату для мам и малышей. По парку расставить автоматы, которые будут работать по принципу "Купи картошку – получи из автомата чипсы".
Представитель компании Fabula отметила, что готова взяться за разработку айдентики проекта по Лошицкому парку.
Авторы второго проекта, тоже студенты БГТУ, предложили проводить в Лошицком парке фестиваль привидений "Время видений". За основу взять легенду о Ядвиге и ее привидении, которое по сей день там бродит.
Студенты рассказывают о фестивале привидений
Устраивать фестиваль предлагают в мае, когда в парке цветут деревья. Обязательно - в вечернее время, чтобы "было страшнее". В планах - зона для влюбленных, шоу барабанщиков, театрализованное представление "битва титанов", файер-шоу, квест-игры в парке.
Представитель жюри Александр Скрабовский похвалил ребят и посоветовал не отступать от начальной идеи о фестивале привидений. Причем раз уж заявлено - то привидений должно быть действительно много, они должны встречать посетителей сразу по приезду и быть повсюду на мероприятии.
Члены жюри, в том числе представитель МингорисполкомаНина Емельянова, посоветовали ребятам исключить из проектов моменты, которые напоминают традиционнные концерты, что проводятся в столичных районах. Чтобы в Лошицкий парк пошли туристы, завлекать их надо чем-то стильным и необычным.
Этнографическая деревня под Пинском
Студентка БГТУ Александра Кулицкая представила проект этнографической деревни - "Наследие XIX века". Она предлагает создать в Беларуси музей "типа Скансен" (первый в мире этнографический музей под открытым небом, основанный еще в 1891 году). За основу взять деревню Кудричи, что в 27 километрах от Пинска.
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Первое упоминание о деревне датируется 1555 годом, сегодня там проживает 17 человек. В Кудричах до сих пор на деревянных домах - крыши из камыша. Александра предлагает воссоздать в Кудричах белорусскую деревню XIX века и дать возможность туристам жить там по нескольку дней, а то и неделю, занимаясь традиционными для белорусов ремеслами и пробуя себя в огородничестве.
"Не обычная гостиница, а участок земли с целым домом. По утрам в плетеной корзине туристам будут приносить свежие овощи, выращенные здесь же, без химикатов, - объясняет автор проекта. - Противники "новодела" могут не волноваться: покрытых металлочерепицей крыш и выложенных мелкой плиткой дорожек вы там не увидите. Все настоящее, натуральное, максимально приближенное к архитектуре того времени и быта наших предков".
Фото: Александр Васюкович, TUT.BY
Жюри проект похвалило, а главный редактор газеты "Туризм и отдых" Лилия Кобзик рассказала, что в ее личный рейтингмест, которые могут привлечь иностранцев в Беларусь, деревенька Кудричи входит наряду с шагаловскими местами в Витебске, историческим центром Гродно и Несвижским замком. "Там все живое. Безумно интересное место, которое нужно сохранить. Нужно, чтобы за это кто-то взялся с душой, взялась молодежь. Представляете, там 150 лет стоят борти с пчетами, там люди, которые наследственно этим занимаются - они выходят, встречают туристов. Еще там не нужны большие туристические потоки - все очень тонко. Спасибо, что вы к Кудричам обратили свое внимание".
Вероятно, решить проблему постепенного исчезновения Кудрич могло бы внесение ее в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Презентовали на конкурсе свою работу и авторы проекта "Вместе". Студенты критиковали неразвитость в Минске среды для инвалидов. Их проект касался того, как сделать доступной среду белорусских музеев. Начинать предлагали с Национального художественного музея.
Комментарий Александра Скрабовского в отношении этого проекта был таким: "В рамках Social Weekend был проект доступной среды в музее - доступа картин для незрячих, мы его поддержали. Идея сама по себе очень хорошая, но немного оторвана от реальности. Вы сказали, что скульптура должна стоять на уровне стола и иметь уменьшенную копию. Неправда, эта гипотеза не подтвердилась. У самого Национального художественного музея, кстати, поначалу было сплошное отторжение и практически игнорирование предложений. Но за последние год-полтора музей серьезно продвинулся в направлении работы с инвалидами. Вам надо просто присоединиться к проекту, который уже есть, им как раз нужны такие энтузиасты, как вы. К нему уже и Мингорисполком подключился".
Цмоки как альтернативный бренд и виртуальные туры как приманка для туристов
Специальными гостями мероприятия были люди, которые уже осуществили свои проекты. Так, о своем успешном опыте развития белорусского бренда рассказал Глеб Лободенко, журналист и экскурсовод, разработавший несколько собственных "непопсовых маршрутов": "Да Радзівілаў" і "Вандроўка з "Цмокам" па краіне цмокаў". - У нас у краіне каля 11 тысяч помнікаў са сваёй гісторыяй, культурай. Тым часам большая частка людзей ведае толькі Мір ды Несвіж. Кампанія "Будзьма беларусамі" ужо некалькі гадоў развівае тэму Цмокаў (казачных істот) як альтэрнатыўнага брэнда Беларусі. Падчас экскурсіі мы шукаем Цмокаў шмат дзе. Напрыклад, у нас у Беларусі каля Глыбокага ёсць адзіная ў Беларусі пячора, куды можа залезці чалавек. Яна па памерах не вельмі вялікая, але 5-7 чалавек туды можа зайці. Ці заязджаем туды, дзе ў Беларусі знаходзіцца самы вялікі валун. Там жа сустракаем мясцовага дзеда, якога просім расказаць байкі пра Цмока, звязаныя з гэтым валуном. Ці, напрыклад, у начы падчас вандроўкі мы хадзілі з факеламі па тэрыторыі аграсядзібы, і гаспадар, які нас туды пусціў, сказаў: "Вы тут хадзіце, але асабліва не скачыце, таму што пад намі 11 метраў вады". І каб нам прадэманстраваць, узяў сухую яліну, стаў апускаць яе ў траву, пакуль яна цалкам не апусцілася. Гэта такі квэст, калі людзі не проста садзяцца ў аўтобус, ды ім кажуць "паглядзіце направа, паглядзіце налева", а калі яны спускаюцца пад зямлю, падымаюцца на вяршыні, праходзяць праз лес, ідуць да ракі, праходзяць па аўтэнтычных масточках. Турысты потым заўседы стомленыя, але задаволеныя. Калі яны бачаць такія рэчы, то прыходзяць у захапленне.
Шмат людзей, ведаеце, наеліся гэтага гламуру: паглядзець замак ды паехаў дадому. Дарэчы, мы распрацавалі карту, якая разлічана на самастойную аўтамабільную вандроўку, з GPS-каардынатам.
Такі праект акупаецца адразу, людзі купляюць білеты на экскурсію, выдаткаў тут не трэба. Адно ўзяць планшэт, каб на месцы штосьці яшчэ паказаць падчас вандроўкі. У турыстах недахопу няма. Вось у бліжэйшую суботу - наступная экскурсія, вольных месцаў няма, усё раскуплена. Пакуль ездзяць у такія падарожжы толькі турысты з Беларусі. Адна вандроўка - гэта аўтобус 44-46 чалавек. Кошт - 350 тысяч на аднаго, - рассказал Глеб.
Второй специальный гость - Дмитрий Ласько. Это панорамный фотограф, один из авторов проекта "Виртуальные туры по достопримечательностям Беларуси"- belarus360.by. Он рассказал о том, как создавался сайт с панорамами и отметил, что проект строится на энтузиазме, он не коммерческий. Прямо на мероприятии члены жюри уверили Дмитрия, что у проекта есть и коммерческие перспективы. Еще он может стать своеобразной приманкой для иностранных туристов, если будет разработана англоязычная версия.
Кстати, пока шло мероприятие, фотограф Дмитрий Ласько сделал и его 3D-панораму.
Как привлечь туристов в Беларусь? Как сделать минские парки более интересными, а отдых в них - активным? На конкурсе брендинга территорий предложили открыть...