23 января 2016 года вступает в силу закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Согласно документу, за необоснованные обращения придется платить.
Как жаловаться грамотно? Об этом в интервью Naviny.by рассказывает эксперт по вопросам реформы государственной службы, руководитель проекта «Кошт урада»Владимир Ковалкин.
— Государственным органам и иным организациям, индивидуальным предпринимателям предоставлено право обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением необоснованных обращений.
Думаю, такой документ вводится, потому что чиновники устали отвечать на однотипные и с их точки зрения не совсем адекватные обращения. Например, когда человек пишет одно и то же в один и тот же госорган, пытаясь чего-то добиться. Мотивация такая — избавиться от людей, которые, по сути, занимаются спамом.
— Разве таких людей много?
— Нет, около 1% от общего количества обращающихся, но они все же есть. Боюсь, что на профессиональных жалобщиков меры не будут иметь воздействия, а вот адекватных людей, желающих продвинуть интересную идею, вполне могут отпугнуть.
— Однако критериев обоснованности или необоснованности обращений нет?
— Действительно, непонятно, где та самая грань, которая позволяет определить, какое обращение гражданина обоснованно, а какое нет. По сути, чиновник получает дополнительные полномочия на свое усмотрение считать обращения обоснованными или нет.
Кроме того, существует несколько видов обращений граждан в госорганы. Например, жалоба, в которой должны быть приведены факты. Однако есть такая форма обращения как предложение граждан по улучшению жизни сообщества. В данном случае привести какие-то факты непросто. В связи с этим есть опасение, что чиновники могут просто не принимать во внимание разумные адекватные предложения граждан.
— А затраты как будут считаться?
— Это определяет постановление Совета министров от 5 ноября 2015 г. № 922. В расходы включат суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения.
Максимум, за что в большинстве случаев придется заплатить — это за почтовые расходы. Даже если какое-то обращение по суду признают необоснованным и попытаются взыскать средства, это будут смешные деньги. Расходы на суд окажутся больше расходов на почтовые марки, карандаш и бумагу.
— Для многих сама перспектива судиться станет сдерживающим фактором, не так ли?
— Безусловно, психологический фактор будет более значим для многих, чем экономический. От обращения в госорганы будет сдерживать то, что могут признать необоснованными жалобщиками, и люди будут более сдержанными, хотя и так наши граждане не очень часто обращаются в госорганы. Пишут чаще всего, когда проблема не решается годами.
— Однако белорусы достаточно активны в интернете, где есть несколько площадок, размещающих различные петиции.
— Сайты, где собираются обращения и петиции, можно разделить на два вида— на те, что имеют юридическую силу, и на те, что не имеют. Отмечу, что на сайте Рetitions.by подписи собираются в соответствии с белорусским законом об обращении граждан, и чиновники должны на них отвечать. По сути, это официальное электронное обращение в госорганы, как и на сайте Zvarot.by.
Разница в том, что в первом случае граждане заявляют о своих проблемах, и им помогают обратиться в госорган, а во втором идет работа от кампании, в поддержку которой собирают подписи. Таким образом, поднимаются и решаются социально значимые проблемы.
При этом подписи на очень популярном сайте Сhange.org для чиновников значат не больше, чем лайки в фейсбуке. Эта платформа хорошо зарекомендовала себя в демократических странах, так как там пиар имеет большое значение, а политики обращают внимание на мнение граждан, даже если оно оформлено таким образом. Но в Беларуси все же следует соблюдать процедуру, чтобы чего-то добиться.
— Если человек подписал десять петиций, а эти обращения признаны не обоснованными, его также могут по суду обязать возмещать убытки госорганам?
— Как подсчитать ущерб в таком случае? По сути даже почтовых расходов нет. Очень сложно вменить что-то гражданину в таком случае. Правда, психологический фактор будет срабатывать и здесь.
— Как теперь жаловаться и избежать неприятностей, по-вашему?
— Чем больше и откровеннее гражданин пишет о своих идеях и проблемах, тем лучше. Другое дело, что составлять обращение нужно менее эмоционально, а более практически ориентировано, приводя факты и обозначая проблему. Лучше, если обращение будет коллективным, чтобы чиновники видели, что это проблема не одного человека, а целого сообщества. Хотя закон и не определяет как более значимые коллективные обращения, с точки зрения административной практики власти оказываются более отзывчивыми к коллективным обращениям. Ведь они не заинтересованы, чтобы люди выражали свое недовольство, выходя на улицу. Для них проще проблему решить, если это возможно.
— А кому лучше писать — большому начальнику или маленькому?
— Надо начинать с самого низкого уровня, с ЖЭСа, например, если вопрос касается жилья, затем в местную администрацию, если вопрос не решается. Когда человек сразу пишет в Администрацию президента, лишает себя возможности обжаловать решение нижестоящих чиновников в этой самой Администрации. Практически 90% жалоб, которые приходят в Администрацию президента, спускаются на более низкий уровень. Получается, что Администрация играет роль почтового узла, а гражданин теряет время на пересылку письма.
Как жаловаться грамотно, читайте в интервью с экспертом по вопросам реформы государственной службы, руководителем проекта «Кошт урада» Владимиром Ковалкиным.