Съездить в Европу на шоп-бусе обойдется почти в 2 раза дешевле, чем рейсовым автобусом, но в этом есть как плюсы, так и минусы. Euroby.info продолжает сравнивать разные способы путешествия в приграничные районы Европы. Ранее мы проводили сравнение автобуса и поезда. Сегодня находим плюсы и минусы рейсовых и шоп-туровских автобусов. Мы не делаем ни из кого победителей, а лишь приводим «за» и «против», а уж как лучше добираться в Белосток или другие приграничные города, пусть каждый решает сам.
Плюсы шопинг-бусов
Дешево. Сегодня поездка на шопинг из Гродно в Белосток и обратно обходится в эквиваленте в 8 $, из Бреста в Белосток — в 11 $, из Минска — в 30−35 $. Цена же билетов в обе стороны на рейсовый автобус выйдет в 1,5−2 раза дороже.
Большое багажное отделение. Подобные бусы имеют большое багажное отделение, а иногда едут с прицепом, так что места для ваших покупок в них предостаточно.
Оформляют Tax Free в таможне без каких-либо напоминаний водителю. Это ведь одна из главных целей поездки.
Едут по наиболее популярным магазинам. К примеру, в Белостоке это ТЦ «Галерия Бяла», «Ашан», рынок Кавалерийский. Вам не нужно тратиться на такси, а автобус отвезет и предоставит вам 2−3 часа времени на покупки в каждом месте.
Развозят пассажиров по домам. Вам не нужно ломать голову, как довезти все ваши многочисленные покупки с вокзала до дома.
Но, помимо приятных впечатлений, шопинг в Польше может и сильно огорчить, особенно когда ради поездки заграницу вы жертвуете своими редкими выходными.
«Обратно на границе простояла 8 часов». Это результат поездки одной знакомой с покупок из Белостока в субботу. Рекламные вывески, зазывающие клиентов тем, что шопбусы не стоят в очереди, — правда лишь наполовину. Они действительно не ждут в очереди легковых машин перед границей, если такая имеется, но в самом пункте пропуска шоп-бусы едут один за другим по одном полосе. В результате поездка с покупок для вас может на границе растянуться на пару часов, пока проверят все аналогичные возвращающиеся на родину шоп-туры, которые едут перед вами.
«Поляки еще на въезде к ним проверяли пустой бус 2 часа». Это еще один случай поездки в Белосток на шопбусе. Микроавтобус, в котором ехали одни женщины — домохозяйки и студентки — польская таможня отправила на детальный досмотр. Водители шоп-бусов чаще попадают на заметку литовской и польской таможни из-за стремления найти максимальную выгоду от каждой поездки заграницу. Из-за этого страдают пассажиры, когда автобус направляют на тщательный досмотр в поисках спрятанной в нем контрабанды. К сожалению, перед посадкой в автобус у вас нет возможности проверить, насколько порядочно действует тот или иной перевозчик.
Ехать шоп-туром только в одном направлении нельзя. Такие автобусы набирают группу туристов, которая обязана вернуться на родину на этом же бусе в том же составе. Если на рейсе кого-то из группы не окажется, то для оставшихся это чревато долгими разбирательствами на границе. Туриста, не прибывшего на обратный рейс, наверняка ожидает попадание в черные списки людей, которых лучше не брать на шопинг.
Рейсовое сообщение между приграничными городами организовано достаточно хорошо. К примеру, между Гродно и Белостоком, не считая поезда, практически каждый час курсируют рейсовые автобусы. Подстраиваясь под белорусского клиента до обеда много рейсов следует в сторону Европы, в то время как из Европы уехать особо не на чем, а после обеда все возвращаются обратно в Беларусь и, соответственно, чтобы добраться в Европу после обеда выбор рейсов будет гораздо меньше.
Регулярный рейсовый автобус
Плюсы:
Идет по расписанию и быстро оформляется на границе. Границу рейсовые автобусы пересекают по отдельной от шопинг бусов полосе. В результате если возвращаясь из Польши или Литвы на шопинг бусе есть шанс застрять на несколько часов, то подобные автобусы границу просто «пролетают», обычно за час.
Можно оформлять на таможне Tax Free. Но о своем желании оформить Tax Free на границе следует заранее предупредить водителя, иначе есть вероятность, что после проверки паспортов автобус поедет мимо таможни.
Есть возможность растянуть поездку больше, чем на один день. Шоп-туры не ночуют: приехал, помотался по магазинам, уехал. Автобусы регулярного рейсового сообщения предлагают скидки клиентам при проезде в обе стороны, при этом вам не обязательно ехать туда и обратно в тот же день. Можно приобрести билет в одну сторону на один день, а обратно в Беларусь — на другой. Такая спланированная поездка в обе стороны обойдется туристу примерно на 30% дешевле, чем обычная цена двух билетов.
Минусы:
Маршрут рейсового автобуса «вокзал — вокзал». Такие автобусы не обязаны ездить по магазинам, рынкам и, тем более, после возвращения развозить клиентов по домам. Впрочем, некоторые перевозчики дополнительно ради клиентов оказывают услугу доставки в гипермаркет Auchan и Leroy Merlin в Белостоке.
Небольшой багажный отсек. Крупногабаритные предметы, особенно если говорить о микроавтобусе, вы не повезете.
Дороже шопинг-туров. Об этом упоминалось уже ранее. Цена поездки туда-обратно выйдет в 1,5−2 раза дороже, чем поездка на шопинг бусе.
Отдельным «камнем в огород» регулярного рейсового сообщения можно назвать отсутствие четкого единого расписания — особенно это касается поездок из Польши. Из-за конкуренции на рынке перевозчиков ознакомиться с полным расписанием рейсовых автобусов следующих через границу не возможно. В результате, к примеру, вывеска на автовокзале в Белостоке говорит нам о наличии одних рейсов, а на самом деле их гораздо больше, и искать их лучше всего через сайты перевозчиков (http://eurobus.pl, http://taf.by). Иначе придется бегать по разным офисам автоперевозчиков и уточнять расписание каждого.