Потери государства в результате потребления алкоголя исчисляются миллиардами рублей, из-за алкоголя за 22 года независимости умерло уже около 325 тысяч человек, что соизмеримо с количеством жителей областного города.
О том, почему белорусы так много пьют, что делает государство, чтобы снизить уровень алкоголизма, и что не делает, хотя обязано, корреспондент Naviny.by беседует с заведующей сектором социально-демографической политики Института экономики Национальной академии наук Беларуси Анастасией Бобровой.
— Белорусы действительно слишком много пьют?
— Да. Я приведу данные ВОЗ, согласно которым в 2011 году на каждого взрослого жителя Беларуси в год приходилось чуть больше 15 литров абсолютного алкоголя, тогда как в среднем в Европе — 12,5 литра, а в мире — 6,13 литра. В 2013 году потребление составило 12,6 литра на душу населения, что в 1,5 раза превышает относительно безопасный для общественного здоровья уровень. Хотя уже есть тенденция к сокращению: в 2014 г. продано на душу населения 10,4 литра.
— В наших краях традиционно пьют больше, чем в странах Западной Европы, не так ли?
— А вот и нет. Анализ данных о среднедушевом потреблении алкоголя в странах Европейского региона за период 1990-2010 годов позволяет сделать вывод, что до последних лет Беларусь не относилась к пьющим странам. На протяжении 1990-2000-х лидерами в списке стран с высочайшим алкогольным потреблением были те, где предпочтительными спиртными напитками являются вино и пиво (Чехия, Франция, Германия, Австрия, Португалия, Испания). Однако стремительный рост потребления крепких спиртных напитков в России, Беларуси, Молдове, Украине обусловил исключение стран, предпочитающих вино и пиво, из списка лидеров по алкогольному потреблению.
А Беларусь, которая продолжительное время не входила в десятку стран с наивысшим общим среднедушевым уровнем потребления, в 2010 году возглавила данный рейтинг. Большое «спасибо» тут надо сказать дешевым плодово-ягодным винам на основе спирта.
— И все же государству выгодно, когда покупают алкоголь…
— Производство алкоголя продолжает представлять экономический интерес, так как позволяет удовлетворять потребности в денежных средствах, которые сразу можно вложить в производство, выплатить заработную плату. Подобные обстоятельства создают непосредственную заинтересованность определенных лиц и организаций в прибыли от продажи напитков. Потери как бы растворяются в масштабах экономики, а значительная сумма ущерба не представляется существенной в должной мере.
У производителя свой интерес. Сейчас в Беларуси наблюдается значительный рост прибыльности производства ликеро-водочных изделий в общей структуре прибыли. Расхлебывают последствия население и государство.
— Возможно, мы переоцениваем роль государства в алкоголизации населения?
— У государства есть ответственность перед жителями страны, и история показывает, что те или иные меры имеют вполне определенный эффект.
Уровень потребления алкоголя, сократившийся как минимум на 30% благодаря «сухому закону» Горбачева — Лигачева, в Беларуси восстановился к 1998 году. После этого периода темпы роста еще более ускорились, благодаря рекламе и низким ценам на алкоголь. Если в советские времена на одну среднюю заработную плату можно было купить 30 бутылок водки, то в период 2005-2012 годов в 4-5 раз больше.
Будучи уже суверенной республикой, Беларусь продолжала ориентироваться на российский опыт алкогольной политики вплоть до 2000-х годов. Многолетняя практика пополнения бюджета за счет производства и продажи алкоголя побудила правительство вернуться к государственной монополии на спиртные напитки. Рост потребления, в частности крепкого и низкокачественного алкоголя, способствовал увеличению экономических потерь. Как следствие, затраты на преодоление последствий злоупотребления алкоголем продолжали превосходить получаемый доход, не учитывая даже те затраты, которые связаны с имущественным и социальным ущербом вследствие пьянства и алкоголизма.
Однако при оценке демографических потерь в Беларуси, обусловленных потреблением алкоголя, установлено, что в среднем на 1,5 доллара дохода приходится 1 доллар демографического ущерба. Оценки прочего экономического ущерба от потребления алкоголя за 2012 год позволяют констатировать, что доход в виде акцизов на алкогольные напитки не покрывает даже прямые экономические потери.
— Вы защитили кандидатскую диссертацию на тему экономической оценки демографического ущерба от потребления алкоголя. Как вы считали?
— Я разработала авторский алгоритм подсчета и предложила методику, позволяющую рассчитать долю алкоголе-обусловленной смертности, то есть выделить этот показатель в смертности от отдельных причин смерти, которые косвенно связаны с потреблением алкоголя. Основывалась на открытой статистической информации.
— И каковы потери?
— Результаты расчетов показали, что за период 1990-2012 годов в Беларуси умерло 325 тысяч человек, среди которых основное бремя приходится на мужчин трудоспособного возраста — почти в 8 раз выше, чем у женщин. Демографические потери женщин, обусловленные потреблением алкоголя, более чем в 8 раз меньше, чем у мужчин, но также значительно — 31,6 тысячи человек.
— Однако эти люди не умерли от прямых алкогольных причин — алкоголизма, алкогольной болезни печени и отравления алкоголем?
— Большинство — 250 тысяч человек — умерло от косвенных причин (это и ишемическая болезнь сердца, туберкулез, панкреатит, внешние причины...). Очевидно, что в Беларуси явно недооценивают демографические потери населения от причин, связанных с потреблением алкоголя.
Между тем алкоголь вносит значительный вклад в снижение численности населения Беларуси. Смертность в Беларуси хотя и несколько ниже среднего уровня стран СНГ, но почти в два раза выше, чем в странах ЕС. Это различие объясняется высокой смертностью населения ввиду широкого распространения вредных привычек.
Я уверена, что в Беларуси болеет и умирает значительно больше людей, чем должно было бы при современном уровне жизни и состоянии системы здравоохранения.
— Насколько укорачивают белорусы себе жизнь, потребляя алкоголь?
— Если бы удалось исключить только алкоголе-обусловленную смертность от таких причин, как алкогольные отравления, алкоголизм, алкогольные психозы, алкогольная кардиомиопатия, а также цирроз печени, ожидаемая продолжительность жизни в среднем увеличилась бы у мужчин на 1 год и на 0,8 года у женщин.
Если бы удалось ликвидировать одновременно прямые и косвенные причины, белорусы стали бы жить еще дольше — рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении — до 3 лет у мужчин и 2 лет у женщин. А это очень значительный рост.
— Каковы экономические потери?
— Необходимо иметь в виду несколько аспектов. Есть медицинские затраты на преодоление последствий употребления алкоголя. Это затраты на содержание систем профилактики, диагностики, лечения, реабилитации пьянства и алкоголизма, затраты на содержание наркологической службы и другое.
Добавьте к этому затраты на выезд и оказание экстренной медицинской помощи, на реанимацию и интенсивную терапию пациентов с хроническим алкоголизмом, пациентов, находящихся в состоянии алкогольного опьянения и созависимых. Стоит иметь в виду, что антиалкогольная пропаганда телеканалов, радиоканалов также стоит денег.
Отдельный блок — социально-экономические затраты, связанные с имущественным и социальным ущербом вследствие пьянства и алкоголизма, и, наконец, демографические потери, о которых я говорила.
Но только демографический ущерб от потребления алкоголя населением за 2012 год, по моим расчетам, составил 385 миллионов долларов.
Следует отметить, что помимо демографического потребление алкоголя наносит иной экономический ущерб государству, рассчитать полные размеры которого не представляется возможным без специальных обследований.
По расчетам специалистов РНПЦ «Психическое здоровье», прямые экономические потери в 2012 году оценены более чем в 600 миллионов долларов.
Кроме того, необходимо учитывать и прочие косвенные потери. По оценкам ВОЗ, от 40% до 60% всех смертей от преднамеренных и непреднамеренных телесных повреждений связано с употреблением спиртных напитков
Опьянение повышает риск стать жертвой преступления. В Беларуси около 20% преступлений совершается нетрезвыми людьми. Пьянство обусловливает более 10% ДТП, в которых около 20% погибает и около 15% получает травмы (от всех погибших или раненых в ДТП, соответственно).
Затраты на преодоление последствий злоупотребления алкоголем превосходят получаемый доход, даже не учитывая имущественный и социальный ущерб от пьянства и алкоголизма.
— Как можно снизить ущерб от алкоголизации с учетом заинтересованности государства в производстве алкоголя?
— Внедрить модель оптимального потребления алкоголя, разработанную для Беларуси на период 2016-2020 годов. Суть ее заключается в постепенном сокращении уровня потребления для внутреннего сбыта хотя бы до 8 литров на душу населения к 2020 году.
Это невозможно без оптимизации структуры и объемов производства алкогольных напитков для внутреннего потребления. Так, за основной принцип взято сокращение объемов производства крепких спиртных напитков, на которые приходится половина общего объема потребления в абсолютном алкоголе.
И, конечно, принципиальным является вопрос качества. Тут выделю два основных направления: первое — повышение качества всех производимых напитков, второе касается запрета на производство низкокачественного дешевого плодового вина на основе спирта.
Необходимо создавать условия для девальвации доходов от производства алкоголя, то есть уменьшать экономический интерес к производству алкогольных напитков путем повышения ставок акцизов на спирт, алкогольные, слабоалкогольные напитки и пиво. Параллельно вводить льготное налогообложение на производство иного продукта для переориентации. Рост налогов обусловит сокращение финансовой доступности алкоголя ввиду повышения цены на спиртные напитки и пиво.
Целесообразно ужесточить существующие меры по ограничению физической доступности алкоголя в Беларуси. Важно ограничить продажу алкогольных напитков крепостью выше 28 градусов.
Например, за основу может быть взят апробированный и зарекомендовавший себя с позитивной стороны международный опыт запрета на торговлю алкоголя свыше 1,5 градуса после 20.00 во всех розничных магазинах.
Кроме почасового ограничения снизить уровень потребления позволит и запрет на продажу алкоголя в воскресенье, как день восстановления и накопления сил перед рабочей неделей. Рационально учесть опыт европейских стран по ограничению продажи по крайней мере крепких спиртных напитков лицам, не достигшим 21 года.
Можно ввести ограничения к вариантам упаковки алкогольной продукции, чтобы она не привлекала. В настоящее время надпись о вреде алкоголя, размещенная на этикетках, не является эффективной.
Кроме этого, с целью экономии средств, выделяемых на антиалкогольную рекламу, целесообразно возложить разработку и распространение такой рекламы на предприятия, производящие алкогольные напитки. Целесообразно продвижение рекламы не в целом о вреде алкоголя, а по видам алкогольной продукции.
Очень важным и назревшим является развитие службы комплексной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, включающих деятельность, направленную на социальную, трудовую и психологическую адаптацию. Это становится наиболее перспективным направлением в отношении тех, кто находится в группе наибольшего риска умереть от потребления алкоголя.
Однако на сегодняшний день данное направление настолько слаборазвито в Беларуси, что можно констатировать его отсутствие. Необходимым условием развития реабилитации является подготовка кадров по данной специальности.
И не стоит забывать о закреплении ответственности представителей местных органов власти за непринятие мер по обеспечению демографической безопасности и преодолению негативных тенденций, обусловленных распространением пьянства и алкоголизма.
Потери государства в результате потребления алкоголя исчисляются миллиардами рублей, из-за алкоголя за 22 года независимости умерло уже около 325 тысяч человек.