Символы Минска. Вокзал: непростая история, альтернативные проекты и вип-отдых для всех. 21.by

Символы Минска. Вокзал: непростая история, альтернативные проекты и вип-отдых для всех

31.01.2016 13:34 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В очередном материале цикла о наиболее знаковых зданиях Минска — железнодорожный вокзал. Мы вспомнили о массовом расстреле железнодорожников и протестах против сноса старого корпуса, узнали, каким он мог быть, если бы СССР распался на несколько лет позже, а также пообщались с его нынешними сотрудниками и заглянули в десятки служебных помещений, скрытых от глаз пассажиров.


«Символы Минска» — все материалы проекта

Старый вокзал

Около пятидесяти лет в Минске функционировали два вокзала. Виленский — после многочисленных перестроек и переименований действует и поныне. Брестский (находился в районе станции метро «Институт культуры») — был закрыт в 1928 году и сгорел во время Второй мировой войны.

Первым минским вокзалом был именно Брестский (позднее его переименовали в Александровский). Он был открыт в один год (1871) с центральными вокзалами Нью-Йорка, Стокгольма, Праги и раньше, чем во многих европейских столицах.

Виленский вокзал был построен в 1873 году. На тот момент население Минска составляло около 40 тысяч человек, но именно здесь сошлись два крупных железнодорожных пути: Москва — Брест и Лиепая (Либава) — Ромны. Благодаря этому население города стало резко расти и через 20 лет уже превышало 100 тысяч человек.

Центральный минский вокзал пережил несколько кардинальных перестроек. В конце XIX века он имел два двухэтажных корпуса с башнями, которые были объединены одноэтажной галереей. В межвоенный период между корпусами добавили второй этаж.


Здание Виленского вокзала к. XIX — нач. ХХ в. Источник: 150let.rw.by

Здание Виленского вокзала. Название города воспроизведено на четырех государственных языках: белорусском, русском, польском и идиш. Фото с сайта minsk-old-new.com

Когда Минск еще находился в составе Российской империи, на Привокзальной площади произошло одно из самых трагических событий в истории города ХХ века. Оно вошло в историю как «Курловский расстрел». В 1905 году по приказу делегированного из Курска губернатора Павла Курлова были расстреляны десятки мирных граждан, сотни получили ранения. Краевед Сергей Харевский говорит, что необходимо поднять вопрос восстановления памятника в память о расстреле.


Минский вокзал на снимке начала 1930-х. Перед зданием вокзала разворотное трамвайное кольцо и небольшая клумба с мраморной стелой посередине — памятник жертвам «Курловского расстрела».

В 1940 году уже единственный минский вокзал перестроили в классическом стиле. Во время войны здание пострадало и в 1949 году его восстановили в довоенном виде. Так он простоял до 1991 года.

— Старый вокзал был очень красивый, — говорит Нина Чернявская, старшая смены справочного отдела, на железной дороге работает с начала 1980-х годов. — Новое, может, и выглядит современнее, разнообразнее, но, мне кажется, старые вокзалы богаче смотрятся. Например, мне очень нравятся вокзал в Орше, и Белорусский вокзал в Москве.

В 1982 году она закончила железнодорожное училище и стала работать в кассах, которые тогда находились на улице Столетова.

— Со строительством нового здания связано много переездов: например, отдел распределения мест в поездах тогда находился в обычной 2-комнатной квартире в одной из башен на Привокзальной площади, которые называют «воротами города», — вспоминает собеседница.


Здание минского вокзала во второй пол. XX в. Источник: maraz-m-moroz.livejournal.com

— Если честно, даже не знаю почему это здание сносили. В нем было удобно пассажирам: просторно и тепло, — добавляет Чернявская.

Собеседница вспоминает, что на первом этаже старого вокзала находился зал ожидания для простых граждан, а на втором — для военнослужащих. Сегодняшним разнообразием услуг старый вокзал не располагал: там не было бильярда, парикмахерской, комнат отдыха повышенной комфортности. Ресторан был всего один: в нем питались как сотрудники, так и пассажиры.

Значительно меньше был и пассажиропоток, говорит Чернявская. Центрального тоннеля под зданием вокзала не было.

Интересно, что до 1964 года люди переходили пути по пешеходному мосту.


Пешеходный мост, соединяющий Привокзальную площадь с противоположной стороной путей. Источник: minsk-old-new.com

Сейчас, по словам собеседницы, штат вокзального комплекса значительно сократился, что связано с компьютеризацией, однако, работы у справки не убавилось. Если раньше, когда не было мобильных телефонов, пассажиры переписывали расписание по необходимому маршруту, то теперь звонят и спрашивают.

— Очень частый вопрос: «Ближайшая на Минск», — говорит она и смеется, — А откуда?


Здание минского вокзала в 1990 г. Источник: 150let.rw.by

Снос старого вокзала сопровождался протестными материалами в прессе. По словам Сергея Харевского, эту тему регулярно поднимали «Літаратура і мастацтва», «Звязда», «Вечерний Минск».

— Одна из статей, в которой критиковалось решение властей сносить старое здание вокзала, называлась «Колішні Віленскі зберагчы» («ЛіМ») — полемика в прессе была горячей, — вспоминает краевед. — Кебич реагировал на критику заявлениями, что сносить здание никто не собирается: в планах только замена крыши, стен и фундамента. В открытую о сносе долго не говорили.

Собеседник добавляет, что старое здание вокзала не было в аварийном состоянии. Более того, буквально за год до сноса, там был проведен капитальный ремонт.

— По аналогии, без причины, был уничтожен и самый старый вокзал Беларуси — гродненский, — уточняет Харевский.

Все, что осталось от старого вокзала — бывший пригородный павильон архитекторов Сергей Ботковского и Натана Шпигельмана 1956 года постройки. Здание включено в Государственный список историко-культурных ценностей и некогда было частью единого ансамбля Привокзальной площади. После строительства новых авто- и железнодорожного вокзалов, хозяйственно-административного корпуса железной дороги, корпуса ФМО БГУ, это единство нарушено.

Новое здание

В 1970-х годах был проведен закрытый Всесоюзный конкурс на строительство нового минского вокзала. Из девяти предложенных проектов первую премию никому не дали. Две вторых достались коллективам Белгоспроекта и Мосгипротранса — им было поручено доработать свои проекты. Однако, первый столкнулся с проблемами при строительстве Дворца пионеров (Дворец детей и молодежи на Старовиленском тракте), а второй оказался занят на Байкало-Амурской магистрали.


Вторая премия Всесоюзного конкурса. Предложение Белгоспроекта

Вторая премия Всесоюзного конкурса. Предложение Мосгипротранса

Заказ на новый минский вокзал был передан в Мосжелдортранс. Если бы не распад СССР, вокзал был бы построен в соответствии с его проектом. Работы уже начались.

Московские архитекторы предложили сохранить послевоенную пристройку в классическом стиле, старый вокзал снести, построить на его месте новый корпус, конкорс и высотный служебно-технический корпус. Два последних построили в 1990 году.


Предложение Мосжелдортранса, утвержденное к реализации

После распада СССР старое здание вокзала снесли, но строительство нового было приостановлено из-за нехватки денежных средств и неприятия московского проекта. Был проведен новый конкурс. Первую премию отдали Минскпроекту. В ходе реализации задуманное архитекторами было реализовано лишь частично.


Предложение Минскпроекта, утвержденное к реализации

Изначально планировалось построить два корпуса вокзала: Северный и Южный (он бы располагался рядом, лицом к станции «Дружная»). Северный вокзал был открыт 30 декабря 2000 года. От строительства Южного отказались. По проекту, автовокзал должен был быть перенесен к Южному вокзалу, это также не было сделано.


В открытии нового здания минского вокзала принимал участие Александр Лукашенко. 30 декабря 2000 года. Источник: 150let.rw.by

Вип-отдых, детская комната и планы на концертный зал

Начальник вокзала Владимир Григорович знакомит нас с современным зданием. Заходим в помещение камеры хранения. В ней пусто.


— Это Минск или Кричев? — шутит он. — Первый раз вижу, чтобы здесь вообще никого не было.

Раньше здесь были установлены более полутысячи автоматических камер хранения. От них отказались в 2011 году, после теракта в метро.

— Сейчас мы можем принять практически неограниченное количество багажа, — добавляет начальник вокзала. — При острой необходимости, задействуем подсобные помещения. С проблемами нехватки мест пассажиры еще не сталкивались.

Случается, что за вещами не приходят. Для них, а также для найденных на вокзале и в поездах, есть отдельная комната. Григорович говорит, что вещи там хранятся больше месяца, а затем «например, отдаются на благотворительность».

— Нередко люди оставляют деньги и ценности. Около десяти лет назад в забытом багаже мы нашли более восьми тысяч долларов. Передали их государству, — уточняет собеседник.

Григорович добавляет, что камеры хранения — граница его ответственности. Дальше по тоннелю располагаются точки питания, бильярд, парикмахерская и прочее, но принадлежат они арендаторам. С противоположной стороны — аналогичный тоннель, но проход для прохожих туда закрыт. Там находятся служебные помещения.


Поднимаемся на первый уровень. Начальник вокзала держит путь к новому терминалу, который был установлен в декабре. На сенсорном экране можно узнать расписание как городского, так и железнодорожного транспорта, но главное достоинство — видеозвонок в справочную службу.

— К сожалению, им пока редко пользуются — не привыкли, — сетует Григорович и демонстрирует процесс.


На экране появляется изображение сотрудницы справочного отдела:

— Здравствуйте, Владимир Александрович, сегодня уже два молодых человека подходили. Спрашивали поезда на Гомель.

Григорович уточняет, что изображение поступает с высотного корпуса. Сотрудница справки также видит звонящего.

Главная цель терминала — разгрузить справочное окно. Оно одно на весь вокзал и часто у него скапливается очередь.

Справка находится рядом с терминалом, у входа в отдел междугородних касс. Начальник вокзала обращает внимание на кнопку вызова, которая находится слева от окна внизу. Она предназначена для инвалидов-колясочников и специально вынесена в сторону. Такая же кнопка вызова находится и у кассы № 1.


Заходим в кассовый отдел и проходим за служебную дверь. На стеллаже список из четырнадцати именинников и стихотворное поздравление для всех. По коридору развешано много плакатов, агитирующих против курения. На столах в кассах — самое необходимое: компьютеры, принтеры, калькуляторы.

— У нас работает аудио- и видеонаблюдение. Если человек говорит, что стоял в очереди 30 минут — исходя из опыта, он ждал 10, — шутит он.

Заходим в комнату отдыха. На диване разбросаны вещи: куртки, сумки.

— Студенты, — объясняет находящаяся там уборщица.

— Потерпим, — отвечает Григорович.


Начальник вокзала объясняет, что сотрудничает с железнодорожным колледжем — туда подается заявка на необходимое количество работников.

С противоположной стороны вокзала также находится кассовый отдел.

— Первые четыре кассы продают билеты только на пригородные поезда, — объясняет собеседник. — Здесь работают кассиры пятого разряда. В остальных кассах продаются билеты дальнего следования — там работают кассиры шестого разряда.

Из этой части вокзала ведет лестница в отдельное помещение. Там располагается почта и банк. Это было предусмотрено проектом. Слева от входа находится дверь в служебную часть. Со стороны путей здесь находится дикторская. Она разделена на две части.


— Дикторы своим голосом объявляют только срочные сообщения, например, о пропаже ребенка или изменении в расписании, — объясняет начальник вокзала. — Вся информация о поездах записана заранее. Также дикторская обслуживает станцию на Институте культуры.

Григорович шутит, что это помещение — самое лучшее на вокзале.

— Потому, что мы его сами делали, — уточняет он.

На одном из столов — три компьютера и пять телефонов, на втором — два компьютера и три телефона. На обоих — рукописные тетради с расписанием движения поездов.

Соседнее помещение — цех управления и контроля за инженерными сетями. Именно отсюда управляется освещение, отопление, вентиляция, ведется видеонаблюдение. Помещение небольшое, как дикторская, но свободного пространства заметно меньше: очень много техники.

Диспетчер инженерного центра Андрей Терещенко рассказывает о своей работе.

— Всего здесь работаем по двое. Совершаем регулярные обходы в соответствии с графиком: контролируем непосредственно на местах. Если возникает какая-то проблема, мы это видим по экрану — система сообщает, — говорит он.


Терещенко вспоминает, что раньше, когда на располагающемся рядом стадионе «Динамо» включали осветительные мачты — на вокзале случались перебои с освещением. Теперь стадион не функционирует, но и сама система резервного обеспечения налажена — свет на вокзале будет всегда.

Крупных эксцессов собеседник не вспомнил. На вокзале случались два пожара, но с ними удалось справиться своими силами, без МЧС.

— Один небольшой пожар был на рампе со стороны автовокзала, где находятся мусорные контейнеры, второй раз — в кафе «Русалка», возле зала ожидания, — уточняет он.

В целом, работа здесь нетрудная, говорит Терещенко. Он освоился за месяц стажировки.

Начальник вокзала напоминает, что еще предстоит много обойти. Мы спускаемся в зал ожидания. В левом крыле, над пригородными кассами находится комната ребенка. Дверь закрыта. На ней надпись: «Обращаться к дежурному по вокзалу».


Григорович говорит, что в первой половине дня, как правило, загрузка слабая. К вечеру здесь уже слышан громкий детский смех. Хотя услугами комнаты некоторое время пользовались и беженцы из России — им было не до смеха. Они не могли себе позволить аренду жилья и руководство вокзала разрешило провести здесь несколько суток.

Вокзал никакой оплаты за это не берет. Пускают даже с самыми дешевыми билетами на электрички. У входа в комнату на столике лежит книга учета. Всего здесь было 5453 семьи, в 2015 году — около 2000.

Проходим мимо «квадрата исполнения желаний», который находится на центральном мостике, соединяющем крылья вокзала.


— Я как-то сказал девушке из литовской делегации: постоишь — о больнице забудешь, а женщины, которые не могли родить — беременеют, — вспоминает собеседник. — Она резко соскакивает и говорит: «Нельзя. Что я мужу скажу». Некоторые люди действительно верят — здесь часто кто-то стоит.

Новый зал ожидания в конкорсе открыли два года назад ко Дню Октябрьской революции.





— Кроме современного дизайна, мы гордимся техническими новинками, — говорит начальник вокзала. — Был установлен автомат для зарядки мобильных устройств, появилось множество экранов (система предусматривает возможность использования наушников). Мы стали транслировать туристические ролики перед отправлением определенных маршрутов, например, на Москву или Брест. Наконец, заменили неудовлетворяющие нас российские эскалаторы на новые китайские, которые срабатывают на движение и в целом лучше работают.


Проходим на верхний уровень.

— Владимир Александрович, а как нам повесить эту растяжку? — обращается подбежавшая сотрудница вокзала.

— Без меня что — конец света, — с улыбкой отвечает он.

Зал игровых автоматов, интернет-клуб и детский парк с динозаврами ликвидированы.


— Сначала сделали дополнительную зону ожидания, но высоко, люди не пошли, — говорит собеседник. — Сейчас мы готовимся к кардинальным изменениям этой части вокзала. Есть идея создать здесь железнодорожный музей и концертный зал. Воплотить второй будет сложнее: нужно, чтобы он не мешал пассажирам. Еще в планах огородить стеклом столики для питания возле зала ожидания.

Последняя точка в нашей экскурсии — зал повышенного комфорта, который открыли пять лет назад. Здесь просторно, мягкие диваны и кресла, античный барельеф на стене, водная композиция. Напоминает или холл хорошей гостиницы, или ресторан. Здесь есть бар, в котором можно перекусить. Также продается алкоголь.


При наличии билета класса СВ здесь можно находиться бесплатно на протяжении трех часов. Далее каждый час стоит по 20 тысяч рублей. Здесь можно отдыхать и без соответствующего билета. Тогда первый час будет стоит 46 500 рублей, а последующие — также 20 тысяч. Всего здесь побывало 30 тысяч человек.




— Поезд гарадскіх ліній «Мінск — Беларусь» знаходзіцца на 23-м пуці. Час адпраўлення — 11 гадзін 20 хвілін, — звучит в громкоговоритель в то время, как мы спускаемся к выходу.

— «Беларусь» — это название станции в городе Заславль. В 1920−30-е годы за ним уже находилась Польша. Город был последним населенным пунктом на территории Беларуси. С тех пор за станцией такое название и сохранилось, хотя граница передвинулась на сотни километров на запад, — напоминает начальник вокзала.


 
Теги: Брест, Гомель
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы вспомнили о массовом расстреле железнодорожников и протестах против сноса старого корпуса, узнали, каким он мог быть, если бы СССР распался на несколько лет...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика