Символы Минска. Вокзал: непростая история, альтернативные проекты и вип-отдых для всех
31.01.2016 13:34
—
Новости Общества
|
В очередном материале цикла о наиболее знаковых зданиях Минска — железнодорожный вокзал. Мы вспомнили о массовом расстреле железнодорожников и протестах против сноса старого корпуса, узнали, каким он мог быть, если бы СССР распался на несколько лет позже, а также пообщались с его нынешними сотрудниками и заглянули в десятки служебных помещений, скрытых от глаз пассажиров. Старый вокзалОколо пятидесяти лет в Минске функционировали два вокзала. Виленский — после многочисленных перестроек и переименований действует и поныне. Брестский (находился в районе станции метро «Институт культуры») — был закрыт в 1928 году и сгорел во время Второй мировой войны. Первым минским вокзалом был именно Брестский (позднее его переименовали в Александровский). Он был открыт в один год (1871) с центральными вокзалами Нью-Йорка, Стокгольма, Праги и раньше, чем во многих европейских столицах. Виленский вокзал был построен в 1873 году. На тот момент население Минска составляло около 40 тысяч человек, но именно здесь сошлись два крупных железнодорожных пути: Москва — Брест и Лиепая (Либава) — Ромны. Благодаря этому население города стало резко расти и через 20 лет уже превышало 100 тысяч человек. Центральный минский вокзал пережил несколько кардинальных перестроек. В конце XIX века он имел два двухэтажных корпуса с башнями, которые были объединены одноэтажной галереей. В межвоенный период между корпусами добавили второй этаж. ![]() ![]() Когда Минск еще находился в составе Российской империи, на Привокзальной площади произошло одно из самых трагических событий в истории города ХХ века. Оно вошло в историю как ![]() В 1940 году уже единственный минский вокзал перестроили в классическом стиле. Во время войны здание пострадало и в 1949 году его восстановили в довоенном виде. Так он простоял до 1991 года. — Старый вокзал был очень красивый, — говорит Нина Чернявская, старшая смены справочного отдела, на железной дороге работает с начала 1980-х годов. — Новое, может, и выглядит современнее, разнообразнее, но, мне кажется, старые вокзалы богаче смотрятся. Например, мне очень нравятся вокзал в Орше, и Белорусский вокзал в Москве. В 1982 году она закончила железнодорожное училище и стала работать в кассах, которые тогда находились на улице Столетова. — Со строительством нового здания связано много переездов: например, отдел распределения мест в поездах тогда находился в обычной 2-комнатной квартире в одной из башен на Привокзальной площади, которые называют «воротами города», — вспоминает собеседница. ![]() — Если честно, даже не знаю почему это здание сносили. В нем было удобно пассажирам: просторно и тепло, — добавляет Чернявская. Собеседница вспоминает, что на первом этаже старого вокзала находился зал ожидания для простых граждан, а на втором — для военнослужащих. Сегодняшним разнообразием услуг старый вокзал не располагал: там не было бильярда, парикмахерской, комнат отдыха повышенной комфортности. Ресторан был всего один: в нем питались как сотрудники, так и пассажиры. Значительно меньше был и пассажиропоток, говорит Чернявская. Центрального тоннеля под зданием вокзала не было. Интересно, что до 1964 года люди переходили пути по пешеходному мосту. ![]() Сейчас, по словам собеседницы, штат вокзального комплекса значительно сократился, что связано с компьютеризацией, однако, работы у справки не убавилось. Если раньше, когда не было мобильных телефонов, пассажиры переписывали расписание по необходимому маршруту, то теперь звонят и спрашивают. — Очень частый вопрос: «Ближайшая на Минск», — говорит она и смеется, — А откуда? ![]() Снос старого вокзала сопровождался протестными материалами в прессе. По словам Сергея Харевского, эту тему регулярно поднимали «Літаратура і мастацтва», «Звязда», «Вечерний Минск». — Одна из статей, в которой критиковалось решение властей сносить старое здание вокзала, называлась «Колішні Віленскі зберагчы» («ЛіМ») — полемика в прессе была горячей, — вспоминает краевед. — Кебич реагировал на критику заявлениями, что сносить здание никто не собирается: в планах только замена крыши, стен и фундамента. В открытую о сносе долго не говорили. Собеседник добавляет, что старое здание вокзала не было в аварийном состоянии. Более того, буквально за год до сноса, там был проведен капитальный ремонт. — По аналогии, без причины, был уничтожен и самый старый вокзал Беларуси — гродненский, — уточняет Харевский. Все, что осталось от старого вокзала — бывший пригородный павильон архитекторов Сергей Ботковского и Натана Шпигельмана 1956 года постройки. Здание включено в Государственный список историко-культурных ценностей и некогда было частью единого ансамбля Привокзальной площади. После строительства новых авто- и железнодорожного вокзалов, хозяйственно-административного корпуса железной дороги, корпуса ФМО БГУ, это единство нарушено. Новое зданиеВ 1970-х годах был проведен закрытый Всесоюзный конкурс на строительство нового минского вокзала. Из девяти предложенных проектов первую премию никому не дали. Две вторых достались коллективам Белгоспроекта и Мосгипротранса — им было поручено доработать свои проекты. Однако, первый столкнулся с проблемами при строительстве Дворца пионеров (Дворец детей и молодежи на Старовиленском тракте), а второй оказался занят на Байкало-Амурской магистрали. ![]() ![]() Заказ на новый минский вокзал был передан в Мосжелдортранс. Если бы не распад СССР, вокзал был бы построен в соответствии с его проектом. Работы уже начались. Московские архитекторы предложили сохранить послевоенную пристройку в классическом стиле, старый вокзал снести, построить на его месте новый корпус, конкорс и высотный служебно-технический корпус. Два последних построили в 1990 году. ![]() После распада СССР старое здание вокзала снесли, но строительство нового было приостановлено из-за нехватки денежных средств и неприятия московского проекта. Был проведен новый конкурс. Первую премию отдали Минскпроекту. В ходе реализации задуманное архитекторами было реализовано лишь частично. ![]() Изначально планировалось построить два корпуса вокзала: Северный и Южный (он бы располагался рядом, лицом к станции «Дружная»). Северный вокзал был открыт 30 декабря 2000 года. От строительства Южного отказались. По проекту, автовокзал должен был быть перенесен к Южному вокзалу, это также не было сделано. ![]() Вип-отдых, детская комната и планы на концертный залНачальник вокзала Владимир Григорович знакомит нас с современным зданием. Заходим в помещение камеры хранения. В ней пусто. — Это Минск или Кричев? — шутит он. — Первый раз вижу, чтобы здесь вообще никого не было. Раньше здесь были установлены более полутысячи автоматических камер хранения. — Сейчас мы можем принять практически неограниченное количество багажа, — добавляет начальник вокзала. — При острой необходимости, задействуем подсобные помещения. С проблемами нехватки мест пассажиры еще не сталкивались. Случается, что за вещами не приходят. Для них, а также для найденных на вокзале и в поездах, есть отдельная комната. Григорович говорит, что вещи там хранятся больше месяца, а затем «например, отдаются на благотворительность». — Нередко люди оставляют деньги и ценности. Около десяти лет назад в забытом багаже мы нашли более восьми тысяч долларов. Передали их государству, — уточняет собеседник. Григорович добавляет, что камеры хранения — граница его ответственности. Дальше по тоннелю располагаются точки питания, бильярд, парикмахерская и прочее, но принадлежат они арендаторам. С противоположной стороны — аналогичный тоннель, но проход для прохожих туда закрыт. Там находятся служебные помещения. Поднимаемся на первый уровень. Начальник вокзала держит путь к новому терминалу, который был установлен в декабре. На сенсорном экране можно узнать расписание как городского, так и железнодорожного транспорта, но главное достоинство — видеозвонок в справочную службу. — К сожалению, им пока редко пользуются — не привыкли, — сетует Григорович и демонстрирует процесс. На экране появляется изображение сотрудницы справочного отдела: — Здравствуйте, Владимир Александрович, сегодня уже два молодых человека подходили. Спрашивали поезда на Гомель. Григорович уточняет, что изображение поступает с высотного корпуса. Сотрудница справки также видит звонящего. Главная цель терминала — разгрузить справочное окно. Оно одно на весь вокзал и часто у него скапливается очередь. Справка находится рядом с терминалом, у входа в отдел междугородних касс. Начальник вокзала обращает внимание на кнопку вызова, которая находится слева от окна внизу. Она предназначена для инвалидов-колясочников и специально вынесена в сторону. Такая же кнопка вызова находится и у кассы № 1. Заходим в кассовый отдел и проходим за служебную дверь. На стеллаже список из четырнадцати именинников и стихотворное поздравление для всех. По коридору развешано много плакатов, агитирующих против курения. На столах в кассах — самое необходимое: компьютеры, принтеры, калькуляторы. — У нас работает аудио- и видеонаблюдение. Если человек говорит, что стоял в очереди 30 минут — исходя из опыта, он ждал 10, — шутит он. Заходим в комнату отдыха. На диване разбросаны вещи: куртки, сумки. — Студенты, — объясняет находящаяся там уборщица. — Потерпим, — отвечает Григорович. Начальник вокзала объясняет, что сотрудничает с железнодорожным колледжем — туда подается заявка на необходимое количество работников. С противоположной стороны вокзала также находится кассовый отдел. — Первые четыре кассы продают билеты только на пригородные поезда, — объясняет собеседник. — Здесь работают кассиры пятого разряда. В остальных кассах продаются билеты дальнего следования — там работают кассиры шестого разряда. Из этой части вокзала ведет лестница в отдельное помещение. Там располагается почта и банк. Это было предусмотрено проектом. Слева от входа находится дверь в служебную часть. Со стороны путей здесь находится дикторская. Она разделена на две части. — Дикторы своим голосом объявляют только срочные сообщения, например, о пропаже ребенка или изменении в расписании, — объясняет начальник вокзала. — Вся информация о поездах записана заранее. Также дикторская обслуживает станцию на Институте культуры. Григорович шутит, что это помещение — самое лучшее на вокзале. — Потому, что мы его сами делали, — уточняет он. На одном из столов — три компьютера и пять телефонов, на втором — два компьютера и три телефона. На обоих — рукописные тетради с расписанием движения поездов. Соседнее помещение — цех управления и контроля за инженерными сетями. Именно отсюда управляется освещение, отопление, вентиляция, ведется видеонаблюдение. Помещение небольшое, как дикторская, но свободного пространства заметно меньше: очень много техники. Диспетчер инженерного центра Андрей Терещенко рассказывает о своей работе. — Всего здесь работаем по двое. Совершаем регулярные обходы в соответствии с графиком: контролируем непосредственно на местах. Если возникает какая-то проблема, мы это видим по экрану — система сообщает, — говорит он. Терещенко вспоминает, что раньше, когда на располагающемся рядом стадионе «Динамо» включали осветительные мачты — на вокзале случались перебои с освещением. Теперь стадион не функционирует, но и сама система резервного обеспечения налажена — свет на вокзале будет всегда. Крупных эксцессов собеседник не вспомнил. На вокзале случались два пожара, но с ними удалось справиться своими силами, без МЧС. — Один небольшой пожар был на рампе со стороны автовокзала, где находятся мусорные контейнеры, второй раз — в кафе «Русалка», возле зала ожидания, — уточняет он. В целом, работа здесь нетрудная, говорит Терещенко. Он освоился за месяц стажировки. Начальник вокзала напоминает, что еще предстоит много обойти. Мы спускаемся в зал ожидания. В левом крыле, над пригородными кассами находится комната ребенка. Дверь закрыта. На ней надпись: «Обращаться к дежурному по вокзалу». Григорович говорит, что в первой половине дня, как правило, загрузка слабая. К вечеру здесь уже слышан громкий детский смех. Хотя услугами комнаты некоторое время пользовались и беженцы из России — им было не до смеха. Они не могли себе позволить аренду жилья и руководство вокзала разрешило провести здесь несколько суток. Вокзал никакой оплаты за это не берет. Пускают даже с самыми дешевыми билетами на электрички. У входа в комнату на столике лежит книга учета. Всего здесь было 5453 семьи, в 2015 году — около 2000. Проходим мимо «квадрата исполнения желаний», который находится на центральном мостике, соединяющем крылья вокзала. — Я как-то сказал девушке из литовской делегации: постоишь — о больнице забудешь, а женщины, которые не могли родить — беременеют, — вспоминает собеседник. — Она резко соскакивает и говорит: «Нельзя. Что я мужу скажу». Некоторые люди действительно верят — здесь часто кто-то стоит. Новый зал ожидания в конкорсе открыли два года назад ко Дню Октябрьской революции. — Кроме современного дизайна, мы гордимся техническими новинками, — говорит начальник вокзала. — Был установлен Проходим на верхний уровень. — Владимир Александрович, а как нам повесить эту растяжку? — обращается подбежавшая сотрудница вокзала. — Без меня что — конец света, — с улыбкой отвечает он. Зал игровых автоматов, интернет-клуб и детский парк с динозаврами ликвидированы. — Сначала сделали дополнительную зону ожидания, но высоко, люди не пошли, — говорит собеседник. — Сейчас мы готовимся к кардинальным изменениям этой части вокзала. Есть идея создать здесь железнодорожный музей и концертный зал. Воплотить второй будет сложнее: нужно, чтобы он не мешал пассажирам. Еще в планах огородить стеклом столики для питания возле зала ожидания. Последняя точка в нашей экскурсии — зал повышенного комфорта, который открыли пять лет назад. Здесь просторно, мягкие диваны и кресла, античный барельеф на стене, водная композиция. Напоминает или холл хорошей гостиницы, или ресторан. Здесь есть бар, в котором можно перекусить. Также продается алкоголь. При наличии билета класса СВ здесь можно находиться бесплатно на протяжении трех часов. Далее каждый час стоит по 20 тысяч рублей. Здесь можно отдыхать и без соответствующего билета. Тогда первый час будет стоит 46 500 рублей, а последующие — также 20 тысяч. Всего здесь побывало 30 тысяч человек. — Поезд гарадскіх ліній «Мінск — Беларусь» знаходзіцца на 23-м пуці. Час адпраўлення — 11 гадзін 20 хвілін, — звучит в громкоговоритель в то время, как мы спускаемся к выходу. — «Беларусь» — это название станции в городе Заславль. В 1920−30-е годы за ним уже находилась Польша. Город был последним населенным пунктом на территории Беларуси. С тех пор за станцией такое название и сохранилось, хотя граница передвинулась на сотни километров на запад, — напоминает начальник вокзала. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Мы вспомнили о массовом расстреле железнодорожников и протестах против сноса старого корпуса, узнали, каким он мог быть, если бы СССР распался на несколько лет...
|
|