Учит на совесть и топлива не просит. 21.by

Учит на совесть и топлива не просит

12.02.2016 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Широкое использование в 72‑м гвардейском ОУЦ современных компьютерных технологий позволяет поднять планку подготовки младших специалистов с наименьшими затратами материальных средств


В 72‑м гвардейском Объединенном учебном центре акцент сделан на широком использовании в учебном процессе современных компьютерных технологий. Как показывает практика, применение в учебе курсантов различных электронных учебно-тренировочных и тренажерных средств позволяет будущим младшим специалистам и командирам не только успешно освоить боевую технику в сжатые сроки обучения, но и повысить качество выучки. Причем с наименьшими затратами материальных ресурсов.

Вот уже более пяти лет на вооружении 59‑й школы подготовки специалистов по эксплуатации автомобильной техники и ремонтных подразделений находится уникальный по своим возможностям тренажерный комплекс ТВ‑543. Электронная чудо-техника, разработанная белорусско-российскими специалистами, предназначена для обучения механиков‑водителей колесного тягача МАЗ‑543 без расхода моторесурса и ГСМ в различных погодных условиях, днем и ночью. К слову, гарантийный срок изделия — десять лет, или десять тысяч часов эксплуатации.


Как отметил начальник 59‑й школы подполковник Эдуард Никульча, тренажер ТВ‑543 является незаменимым помощником в деле подготовки будущих механиков‑водителей многоосных автомобилей. С его помощью вчерашние школьники и студенты имеют возможность досконально изучить работу органов управления и контрольно-измерительных приборов в кабине машины, освоить последовательность действий, начиная от запуска двигателя и заканчивая выполнением учебных задач на виртуальном автодроме. Тренажер в состоянии обеспечить выполнение практически всех учебных упражнений, предусмотренных курсом вождения боевых и специальных машин.

К слову, вождение на компьютерном МАЗе дает до 40 процентов учебной практики управления реальным многоосным тягачом. Уже на первоначальной стадии обучения он помогает курсантам получить необходимые навыки по запуску подогревателя двигателя, позволяет научиться трогаться на машине с места. Не менее важно — тренажер позволяет новичкам избавиться от психологической боязни крупногабаритной техники. Так, ширина и высота реальной машины МАЗ‑543 достигает трех метров и около двенадцати метров в длину. Да и масса этой махины впечатляет — почти двадцать тонн.


Чтобы оценить возможности и способности тренажера, автор этих строк побывал на одном из занятий.

В просторном помещении учебного корпуса передо мной предстал тренажерный автомобильный комплекс. Кабина механика-водителя ТВ‑543 с электронным устройством визуализации фронтального поля зрения вместо лобового стекла и с имитатором зеркала заднего вида установлена на динамической платформе. Щиток с контрольно-измерительными приборами и световой индикацией, руль, рычаг переключения автоматической коробки передач, педали управления полностью соответствуют интерьеру кабины настоящего колесного тягача. К слову, усилия, прилагаемые курсантом к органам управления, аналогичны тем, которые необходимы на реальной машине. А имитатор шасси МАЗ‑543 способен моделировать реальное поведение тягача в зависимости от рельефа местности. Динамическая платформа тренажера так правдоподобно «прыгает по ухабам», что, если не соблюдать меры безопасности, можно и синяк заработать.

Один из важных элементов тренажерного средства — рабочее место руководителя занятия. В него входят четыре монитора, клавиатура с манипулятором, принтер, акустическая система и микрофон.


По словам инструктора по вождению тренажера младшего сержанта Максима Шиха, для каждого обучаемого можно индивидуально запрограммировать не только выполнение необходимого учебного упражнения, но и выбрать любые погодные условия, время года и суток, порядок преодоления препятствий. Нажал клавишу — и виртуальный автодром с предлагаемым рельефом местности готов к использованию.

На дублирующем мониторе руководитель занятия имеет возможность наблюдать, с какой скоростью движется «многоосный тягач» по трассе, как преодолевает естественные и искусственные препятствия. С помощью экрана можно проверить последовательность действий начинающего механика-водителя при подготовке машины к движению, а также его способность контролировать показания приборов в ходе практического выполнения упражнения: обороты двигателя, скорость движения, давление масла, температура охлаждающей жидкости. Фиксация скоростного режима и работы основных систем двигателя представлены на видео­мониторе инструктора по вождению в их естественном виде.

В тот день под руководством старшего лейтенанта Андрея Храмцевича будущие механики-водители отрабатывали на тренажере вождение по дорогам и в населенных пунктах ночью. После разбора ошибок, допущенных при вождении электронного МАЗа предыдущим курсантом, руководитель занятия подал команду «К машине» очередному обучаемому.

Рядовой Влад Лелётко быстро занял место в кабине, «закачал» давление масла и запустил «дизельный двигатель», шум которого послышался в шлемофоне. Механик-водитель связался с инструктором и доложил о готовности к «движению». По команде «Вперед» Влад включил первую передачу. Через секунду «тягач» дернулся и… тут же заглох. Выяснилось, что при имитации трогания машины с места воин забыл увеличить обороты двигателя. (Эта остановка произошла бы и на реальной многотонной технике). Только после того как инструктор по вождению младший сержант Максим Ших объяснил обучаемому его ошибку, при повторном «трогании» электронная машина «покинула» исходную.

Если быть кратким — «заезд» у начинающего механика-водителя не получился. Чувствовалось, что парень пока еще не осознал ни габаритов техники, ни ее массы: резкие повороты на трассе, несоблюдение скоростного режима в ночных условиях, отсутствие контроля над показаниями приборов… В ходе выполнения упражнения солдат умудрился трижды создать опасную дорожную ситуацию и «свалить» виртуальный светофор.

А вот рядовой Владислав Мухин, направленный на учебу из 377‑го гвардейского зенитного ракетного полка, приятно удивил. Паренек из Полоцка до армии уже имел определенный опыт работы на грузовике и не упустил свой шанс получить очередной зачет по вождению компьютерного тягача. Упражнение выполнил без ошибок. Тренажер, исправно фиксирующий малейшие ошибки в действиях курсанта за рулем, выставил автомобилисту заслуженную оценку. Почин своего сослуживца поддержали рядовые Роман Севонь, Никита Игнатовец, Дмитрий Артимович, Роман Говор.

— Не ожидал, что тренажер может быть таким «живым», — признался рядовой Валерий Евтушик после выполнения упражнения. — На виртуальной трассе компьютерный тягач чувствует повороты и неровности. В общем, все почти как на реальной технике…

В перерыве беседую с руководителем занятия старшим лейтенантом Андреем Храмцевичем о пользе тренажера.

— ТВ‑543 показал себя только с хорошей стороны. Он в состоянии воспроизвести условия эксплуатации реальной техники, что позволяет повысить качество и эффективность подготовки курсантов, облегчить работу преподавательского состава. Еще один плюс электронной системы в том, что в ней можно на сто процентов контролировать обучение будущих механиков‑водителей, своевременно выявлять допущенные ими ошибки, чего практически невозможно сделать на реальной технике.

Мне довелось наблюдать такую картину: обучаемые собрались у мониторов руководителя занятия, внимательно отслеживая каждое действие своих товарищей за рулем тренажера. Вот где действительно воплощен в жизнь принцип наглядности обучения. На экранах видно все: как ведет себя «машина» на трассе виртуального автодрома, какие ошибки при этом допускают начинающие механики-водители. В итоге становится понятно, почему один обучаемый «отводил» на отлично, а другой получил «незачет»…

Нельзя не отметить и еще одного существенного достоинства электронной разработки — экономия горючего и моторесурса дорогостоящей техники. Реальный тягач МАЗ‑543 с танковым двигателем расходует от 120 до 140 литров дизтоплива на 100 километров (в зависимости от загрузки машины и рельефа местности). Подсчитано, что при выполнении только начального упражнения за один «кружок» по автодрому машина «съедает» не менее семи литров солярки, а при отработке преодоления препятствий по элементам этот показатель почти удваивается. Если прибавить к этому стоимость моторесурса, амортизацию и ремонт техники, да полученный результат умножить на количество будущих специалистов, то сумма, поверьте, набегает внушительная. А вот электронный тренажер ТВ‑543 за час эксплуатации расходует… не более двух киловатт электроэнергии. Не нужно быть великим математиком, чтобы понять, насколько очевидна экономическая выгода от использования такого тренажера.

Подполковник запаса Николай Макаревич, «Ваяр», makarevich@mod.mil.by,

фото автора

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Широкое использование в 72‑м гвардейском ОУЦ современных компьютерных технологий позволяет поднять планку...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика