Атомная стройка. Как на БелАЭС возводят первый энергоблок и отрабатывают нештатные ситуации. 21.by

Атомная стройка. Как на БелАЭС возводят первый энергоблок и отрабатывают нештатные ситуации

19.02.2016 13:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Первый энергоблок Белорусской АЭС планируют запустить в 2018 году. Здешние руководители говорят, что, несмотря на кризисы, строительство идет по графику, а деньги на белорусскую «стройку века» поступают без задержек. В репортаже TUT.BY — о тренировках экстренных ситуаций, безопасности и о том, что уже успели построить.


Техногенные пейзажи

В прошлый раз журналисты TUT.BY были на стройке ядерного объекта в конце мая 2015 года. С тех пор пейзажи за указателем «Беларуская АЭС» стали еще более техногенными. Градирня первого энергоблока шуганула ввысь на 167 метров, рядом с ней возводится вторая.


В нескольких десятках километров как на дрожжах растет старинный Островец, превратившийся в городок энергетиков. Уже сейчас энергетики ездят на работу на станцию, которую планируют запустить в работу через два года. А как будто — совсем другой, производственный, город.


Рассказывают, что на большой стройке сейчас задействовано больше четырех тысяч человек, 500 из которых — работники российских организаций. Для всех их как нельзя кстати — лояльные белорусские зимы последних лет, которые помогают в работе.

Гендиректор Белорусской АЭС Михаил Филимонов на вопрос, влияет ли непростая экономическая ситуация на ход строительства, отмечает: средства, которые на стройку выделяются по кредиту Российской Федерации, приходят вовремя.

— Так что нам жаловаться, будто нас трясет от недостатка чего-то — нечего, — говорит он.


По словам руководства, зарплаты работников на стройке БелАЭС начинаются от шести миллионов рублей.

Персонал для атомной станции набирают с 2008 года. Помимо готовых специалистов из-за границы (таких будет 70 человек) — на АЭС будут приглашать сотрудников белорусских тепловых станций. Принимают и молодых специалистов, которых готовят по отдельной госпрограмме.









Учебный центр. Максимальное погружение

Любопытно, что станция еще только строится, а часть персонала уже при деле. В прошлом году открылся учебно-тренировочный центр, где специалистов со среднеспециальным или высшим образованием учат тому, что пригодится на конкретном рабочем месте.


— В учебном центре есть образцы основных видов оборудования — чтобы отрабатывать действия, которые вызывают наибольшую сложность. Скажем, работу в зоне контролируемого доступа, где будет определенный уровень радиоактивного излучения, необходимо выполнять достаточно быстро. Сначала человек приходит, тренируется здесь на образце, отрабатывает необходимые действия, например, по уплотнению фланца. И только потом идет на рабочее место. И там уже нет суматохи, например, он не ищет, где ключ на девятнадцать, где нужная прокладка — а делает быстро свою работу и покидает место, — объясняет зам главного инженера по подготовке кадров Владимир Горин.

В отдельном корпусе учебного центра — план станции, основные объекты в разрезах.


Они позволят работникам, вновь приходящим на станцию, более четко понять расположение оборудования. Ведь время пройдет — и на АЭС все будет скрыто от глаз, в основном надо будет перемещаться по коридорам.

Один из самых важных объектов в учебном центре — тренажер, на котором тренируются те, кто будет управлять реактором и турбиной. То есть — персонал блочного пульта управления атомной станции.


— За два года до пуска станции мы имеем собственный тренажер. Немногие станции могут таким похвастаться, — утверждает ответственный за подготовку кадров. — Сейчас идет его верификация. Мы должны убедиться, что модель работоспособная и будет реализовываться при эксплуатации энергоблока.

Именно такой пульт расположится на первом и втором энергоблоках БелАЭС. На тренажере отрабатываются и действия при нормальной эксплуатации, и те, которые необходимы во время «отклонений от нормальных режимов».


—  Чем лучше работает энергоблок — тем быстрее теряет квалификацию персонал. Чтобы квалификация не терялась — два раза в год по сорок часов мы забираем людей на тренажер и отрабатываем различные действия. Навыки должны быть отработаны до автоматизма.

За зеркальной стеной сидят инструкторы, которые задают сменам ситуации — а те должны их разрешить. Перед журналистами на тренажере разыгрывают максимальную проектную аварию. Раздается сигнал тревоги, некоторые кнопки загораются красным цветом — специалисты смены должны быстро понять, что происходит и проконтролировать, чтобы запустились все необходимые системы безопасности.

— Это была течь первого контура с разрывом главного циркуляционного трубопровода диаметром 850 миллиметров, — рассказывает начальник смены блока Андрей Кушнаренко.

По словам Кушнаренко, на то, чтобы сработали все системы безопасности, ушло десять секунд.

Во время экскурсии разные специалисты уверяют: на БелАЭС будут применяться, помимо активных, и пассивные системы безопасности. Это означает, что такие системы будут запускаться в случае необходимости даже без вмешательства человека и без необходимости в электропитании.


У пульта-тренажера есть дублер. Точно так же будет в реальном энергоблоке. Дублер нужен для того, чтобы станция не осталась без управления, скажем, в случае пожара.

Любопытно, что пульт-тренажер должен копировать реальный пульт максимально. Если на одном выходит из строя кнопка и ее заменяют кнопкой другого цвета — то и на втором пульте кнопку нужно заменить на такую же.

Владимир Горин рассказывает: психологическое состояние специалистов смены, работающих на энергоблоке, будут максимально контролировать. Скандал с женой не должен отражаться на ответственном деле. Постараются исключить конфликтные ситуации и на работе. Даже места в автобусах, на которых работники смены будут ездить на станцию, будут именными.

Большая стройка

На огромной промплощадке — склады оборудования. Здесь конструкции собирают в более внушительные составные части, которые потом будут подавать в зону монтажа. Где-то там уже находится корпус реактора первого энергоблока, который доставляли из России. Хранящийся под навесом корпус реактора, к сожалению, журналистам не показывают.

Турбинная установка будет располагаться в машинном зале — ее, кстати, начнут монтировать уже в нынешнем августе.





Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь напоминает, что энергоблоки БелАЭС будет окружать двойная защита:

— Наружная герметичная оболочка сделана из монолитного железобетона, предварительно напряженного, толщина ее 1,3 метра. Когда критики делают расчеты, зачастую берут наружную оболочку, забывая о том, что еще есть внутренняя, толщина которой 1,2 метра. Я, как будущий ответственный за ядерную и радиационную безопасность Белорусской АЭС, достаточно уверен в защите и точности нашей двойной защитной гермооболочки. Это будут блоки повышенной безопасности и, по сравнению с одинарной защитной оболочкой многих проектов Российской Федерации второго поколения — эта защита мощнее, причем не в два и не в три раза, а на порядок.


Главный инженер БелАЭС Анатолий Бондарь.

Не так давно министр энергетики Литвы, до которой от Островца — рукой подать, высказал упреки белорусской стороне. Один из них говорил о том, что на атомных станциях «Росатома» есть специальный саркофаг, который предохраняет станции от падения крупных самолетов, но саркофаг на БелАЭС будет более слабым, рассчитанным только на маленькие самолеты.

На этот счет руководитель группы БелАЭС Николай Груша отвечает, что вероятность падения самолета на атомную станцию ничтожна.

— К тому же, страна знает, сколько самолетов в сутки летает, какие самолеты. При необходимости авиалинии изменяют трассы… Здесь же у нас будут стоять свои воинские части… К тому же, что такое масса самолета? Рассчитано примерно на 7 тонн боевого самолета с концентрированной массой. Если говорить о самолете «Боинге» массой 200 тонн — это масса, которая рассредоточена в моторных отсеках, топливных баках… Это не та нагрузка на единицу площади, которая не позволила бы оболочке выдержать, — считает Николай Груша.

В свою очередь, белорусский специалист упрекает соседей:

— Недавно литовцы опубликовали данные по своей Игналинской АЭС. Чтобы вы знали — она не выведена из эксплуатации, топливо находится там. Так вот, она не имеет ни саркофага, ни защитной оболочки — тем не менее они утверждают, что она выдержит любое падение самолета. Вот такая двойная бухгалтерия, если вас устроит такой ответ.


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В репортаже TUT.BY - о тренировках экстренных ситуаций, безопасности и о том, что уже успели построить.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика