Недостаток средств заставляет военное руководство Беларуси искать альтернативу дорогим вооружениям по критерию цена/качество. В частности, это относится к боевой авиации.
Летчики 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы ВВС и ПВО Беларуси впервые в практике применения учебно-боевых самолетов Як-130 произвели пуски управляемых ракет Р-73 класса «воздух — воздух» малой дальности по светящимся авиационным бомбам, имитирующим воздушные цели. Мероприятие прошло 4-5 февраля на участке местности, включающем территорию бывшего советского авиационного полигона «Полесский».
Таким образом, можно говорить, что в белорусской армии начали готовиться к применению Як-130 в качестве легкого истребителя. Приоритетными целями для него эксперты считают беспилотные разведывательные и ударные летательные аппараты (БПЛА), которые сегодня в больших количествах поступают на вооружение армий многих стран. Как считают аналитики, в скором времени БПЛА станут доминировать над любым полем боя. И борьба с ними выходит на передний план.
Сегодня уничтожить небольшой беспилотник гораздо труднее, чем современный истребитель. Такие аппараты летают на малых высотах на небольшой скорости и имеют мизерный коэффициент эффективного отражения. Использование против них стандартных зенитных средств ПВО, включая тяжелые истребители-перехватчики, дорого и зачастую бесполезно.
А вот Як-130 в версии легкого истребителя (обладая большим диапазоном скоростей, разнообразной номенклатурой вооружения и современным прицельным комплексом) вполне способен выполнить подобную задачу при небольших затратах.
Конечно, прежде всего Як-130 предназначен для того, чтобы летчики приобретали и поддерживали навыки пилотирования, обучались элементам боевого применения по воздушным и наземным целям.
Поскольку по своим летно-техническим и маневренным характеристикам эта машина близка к современным истребителям на дозвуковой скорости полета, на ней можно готовить пилотов для самолетов, относящихся к четвертому и пятому поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также для Т-50).
При этом открытая архитектура бортового радиоэлектронного оборудования дает возможность сравнительно легко, в зависимости от учебных и боевых задач (разведка, воздушный бой, удары по наземным целям), оснащать Як-130 различным набором бортовой аппаратуры и вооружения, в том числе нероссийского производства. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем, что позволяет нести до 3 000 кг боевой нагрузки.
Сегодня в базовый комплекс вооружения Як-130 помимо ракет класса «воздух — воздух» Р-73 входят:
• высокоточные корректируемые авиационные бомбы KAБ-500Кр с телевизионной системой наведения;
• контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами С-8, С-13, С-25;
• подвесной контейнер СНПУ-130 с пушкой ГШ-23Л.
Это позволяет при необходимости, пусть и с некоторыми ограничениями, применять Як-130 в качестве ударного самолета.
В августе 2015 года командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев сообщил, что уже выполнен целый комплекс мероприятий по боевому применению имеющихся на вооружении авиационных средств поражения с Як-130 по наземным целям. «Буквально недавно мы произвели пуски корректируемых авиационных бомб (КАБ-500) с высокой точностью», — отметил, в частности, генерал.
Таким образом, налицо намерение военного руководства Беларуси всесторонне задействовать технический потенциал Як-130, одновременно наращивая количество этих машин. Что подтвердил и сам Двигалев при передаче первого звена Як-130 личному составу 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы 27 апреля 2015 года: «Перспектива у нас уже определена — мы будем и дальше продолжать закупки этого самолета... После 2020 года мы планируем также продолжить реализацию этой программы».
В августе прошлого года на международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском Министерство обороны Беларуси подписало с российской корпорацией «Иркут» контракт на поставку очередной партии из четырех Як-130. По сообщениям пресс-службы корпорации, они будут поставлены в 2016 году.
Многие отечественные и зарубежные эксперты считают подобную стратегию переоснащения ВВС оптимальной для Беларуси. По их мнению, Як-130 является малобюджетной боевой машиной, во многом способной заменить дорогостоящие многоцелевые истребители.
Пройдя модернизацию, такой самолет сможет успешно участвовать не только в перехвате воздушных целей различных типов и борьбе c незаконными вооруженными формированиями, но и в столкновениях с хорошо оснащенным противником. В версии легкого штурмовика Як-130 сможет наносить удары, не входя в зону действия вражеской ПВО.
Ценность этого самолета как боевого возрастает в свете последних разработок белорусской компании «Оборонные инициативы», которая намеревается укомплектовать Як-130 бортовыми комплексами обороны «Талисман», препятствующими наведению на цель самонаводящихся неприятельских ракет.