"Столько денег у нас не было". Как в райцентре школам стали платить за детей и что из этого вышло
22.02.2016 14:22
—
Новости Общества
|
В прошлом году средняя школа № 20 Барановичей присоединилась к двум пилотным проектам министерства образования: нормативного финансирования и отраслевой оплаты труда. В результате за год бюджет учреждения образования вырос в три раза, а зарплата учителей повысилась на 1,5 — 2 миллиона рублей. О том, почему педагоги надеются, что эксперименты приживутся, и как нормативное финансирование позволит уйти от школьных «поборов», TUT.BY узнал в Барановичах. «Денег реальных я не видел»Михаил Викторович Мишин руководит СШ № 20 15 лет. Как признается педагог, по долгу службы он часто задавался вопросом, «как сделать школу хорошей» и пришел к выводу, что прежде всего нужно создать надлежащие условия: «Чтобы учитель мог спокойно работать, давать знания, а ребенок — чувствовать себя комфортно в классе. Все остальное решаемо». В теории все выглядит просто, но применить это на практике за все время работы реальной возможности не было. Деньги из года в год, конечно, выделялись, но не в тех объемах, которые необходимы. «Одному дали, второму просто денег не хватило. Как-то точечно это делалось<…>. Денег реальных я не видел. Выделялись, конечно, но они (суммы. — TUT.BY) другие были», — объясняет Михаил Викторович. В январе прошлого года все школы Барановичей включили в пилотный проект нормативного финансирования — то есть школам стали выделять деньги исходя из количества учеников. «Есть статьи расходов, и на каждую заложены определенные суммы исходя из количества учеников, — объясняет директор, — Чем больше учащихся, тем больше приток денег. То есть сегодня каждая школа заинтересована в том, чтобы было увеличение количества учащихся». В результате в 2015 году СШ № 20, в которой учится немногим более 1000 детей, из городского бюджета выделили 250 миллионов рублей. Для сравнения: в 2014 году сумма была скромнее — 78 миллионов.
«Переоборудуем все кабинеты и актовый зал»Важным в проекте нормативного финансирования является то, что директорам дали больше полномочий в распоряжении бюджетом школ, говорит начальник отдела образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома Елена Соловей. Если раньше была одна общая сумма на все школы, то теперь у каждой школы свой бюджет. «Теперь руководитель учреждения образования является распорядителем средств. Он составляет свою смету. Он сам видит, что ему важно, и расставляет приоритеты», — отметила собеседница. В средней школе № 20 еще до начала проекта практически во всех кабинетах сделали хороший ремонт, поэтому выделенные средства были направлены на закупку новой мебели. «За два года всего лишь мы переоборудуем все кабинеты и актовый зал. <…> За 15 лет моего директорства никогда столько денег у нас не было. <…> Плюс, к тому же была у нас возможность технику купить, мы ее приобретали. Все, что запланировали, мы до копеечки использовали», — отметил Михаил Викторович. «Заработная плата выросла на 30%»Помимо нормативного финансирования, СШ № 20 Барановичей также подключилась к еще одному эксперименту — отраслевой оплате труда. Есть ряд критериев, выполнение которых предусматривает определенный размер доплаты: это, например, организация 100% питания в классе, участие в дополнительных воспитательных или культурных мероприятиях, конференциях, посещение проблемных семей и так далее. Как рассказал Михаил Викторович, в учительской повесили приказ с информацией о критериях и размере доплаты, и каждый педагог мог сам посмотреть, как получить «бонус». «Заработная плата выросла на 30%. Например, 2013−2014 учебный год (до проекта. — TUT.BY) [зарплата по школе была] в среднем 5 миллионов. В прошлом — уже семь. Увеличение существенное. Есть учителя, у которых заработная плата выходила 9−10 миллионов», — объясняет директор СШ № 20. По словам Михаила Викторовича, отраслевая оплата труда повысила качество образования, учителя стали проявлять больше инициативы. «В школе проводился анализ деятельности отделом образования, спорта и туризма Барановичского горисполкома. <…> Была очередь из учителей, которые просили, чтобы комиссию привели к ним на урок. Это уникально. Люди приходят и сами просят, чтобы его работу показывали. Это о многом говорит». Зарплата — до 10 миллионов рублейСветлана Понтус преподает в СШ № 20 историю. Помимо обучения детей, занимается внешкольной работой, классным руководством, готовит олимпиадников. По словам Светланы Антоновны, в прошлом году ее зарплата выросла примерно на 1,5−2 миллиона рублей. Максимум, который педагог получила за время эксперимента с отраслевой оплатой труда, — около 10 миллионов за месяц. «Зарплата очень выросла. Я руководитель учебно-методического объединения — оплата идет. У меня в 11-ом классе 100% питание — и это из отраслевых выплат хорошо оплачивается. У меня всегда много олимпиадников, победителей. Администрация это поощряет. У меня действительно ощутимая доплата. Я классный руководитель, мы участвуем в различных конкурсах. За это тоже идет поощрение. Поэтому я довольна. Благодаря отраслевым выплатам любые наши успехи поощряются», — рассказывает Светлана Понтус. Учитель начальных классов СШ № 20 Светлана Данилович также положительно характеризует эксперимент. Светлана — член аттестационной комиссии и профкома. Помимо занятий, берет на себя дополнительную общественную нагрузку. «Я за то, чтобы они (отраслевые выплаты. — TUT.BY) были. Это нужно и правильно. Есть возможность администрации нас поощрять. Все очень открыто. В учительской есть документ, по которому видно за что, когда и сколько. У нас в начальной школе, когда мы детей куда-нибудь везем, выплаты бывают. Также у администрации есть возможность поощрить тех, кто работает в лагерях во время каникул. Если я в плане на лагерь не стою, я могу сама пойти и попроситься. У меня большой класс, например, 30 детей. Идет доплата за количество детей», — отметила собеседница. Новые правилаКак пояснил директор СШ № 20 Михаил Мишин, в 2016 году в эксперимент по отраслевой оплате труда внесли некоторые изменения. Если раньше выплаты были привязаны к отраслевому окладу, то с января 2016 года «бонусы» зависят от тарифной ставки первого разряда: «Суммы немного уменьшились, но в принципе хватает». Минус в этих экспериментах только один — то, что пока это все-таки эксперимент, и он может закончиться. В этом сходятся и педагоги, и администрация школы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Педагоги Барановичей рассказали, как два пилотных проекта существенно повысили качество образования и зарплату учителей. |
|