"Кресты выбрасывали на свалку". Под Витебском пенсионер реконструирует погребальные обряды кривичей. 21.by

"Кресты выбрасывали на свалку". Под Витебском пенсионер реконструирует погребальные обряды кривичей

10.05.2016 09:52 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

На обычном сельском кладбище в 20 км от Витебска два пенсионера создали небольшой «музей» древних погребальных обрядов кривичей. Здесь показаны традиции, с помощью которых в разные времена наши предки обозначали захоронения: домовина, курган, намогильные столбы, каменные кресты. Однако про эту уникальную реконструкцию знают лишь местные жители, историки и краеведы. TUT.BY съездил на кладбище в деревне Шевино накануне Радуницы — чтобы рассказать об инициативе витебских краеведов Владимира Иванова и Петра Морозова широкой публике.


Слева направо: каменный антропоморфный крест и надгробие, в центре которого изображен «колакрыж» (крест в круге)

В Шевино (это неподалеку от довольно известной «курортной» деревни Большие Летцы) мы отправились с Владимиром Ивановым. Петра Морозова, к сожалению, уже нет в живых.

Владимир Иванов много лет проработал в органах МВД и на таможне, а когда вышел на пенсию, всерьез занялся изучением истории родного края. Ему и пришла идея сделать реконструкцию древних погребальных обрядов. Было это в 2012 году. Но перед этим он совершил много краеведческих походов:

— Заинтересовался древними погребальными валунами, крестами, символикой на них, эпитафиями. Ходил по старым кладбищам в восточных регионах Витебщины, много читал на эту тему. В итоге собрал информацию про 70 артефактов. А про кладбище возле деревни Шевино мне рассказала витебская художница Светлана Баранковская. Говорит: «Там древние кресты валяются прямо возле дороги». Я приехал туда, смотрю, и правда — на обочине, в свалке, лежат около 10 крестов.


Владимир Иванов

Благоустраивая могилы своих родственников, люди оттаскивали каменные кресты подальше. Потом засыпали их мусором, вытирали о них кисти от краски… Владимир решил, что память о давно почивших предках не должна быть неприкаянной, попранной. Пришла мысль облагородить для артефактов специальную площадку на краю кладбища.

Пенсионер обратился за помощью к председателю Летчанского сельсовета Виктору Бурдею. Показал ему эскиз реконструкции. Представитель местной власти распорядился, чтобы краеведу всячески содействовали строители, которые благоустраивали дорогу вдоль кладбища. Они разровняли бульдозером площадку, привезли 4 машины песка, по договоренности с лесниками спилили несколько деревьев.

Вскоре к реконструкции подключился Петр Морозов. «Он такой рукастый мужик был, отлично справлялся с плотницким делом. Был серьезно болен, но все равно помогал мне. Бывало, работал сидя, преодолевая боль», — вспоминает Владимир Иванов.


На территории кладбища бесхозно лежат старые каменные кресты. Некоторые из них вросли в землю, некоторые настолько огромны, что Владимиру Иванову нужны помощники, чтобы доставить их в «музей» погребальных обрядов

Этот крест находится в кустах за оградой кладбища. Он тоже тяжелый, и пока нет возможности перенести его на благоустроенную площадку

На все работы ушло более полугода. Владимир и Петр сделали ограду, вытесали столбы, калитку, некоторые объекты покрыли лаком — деньги на него пожертвовал мужчина, который однажды подошел поинтересоваться, над чем это с таким энтузиазмом трудятся два пенсионера.

«Потом я выжег таблички с пояснительными надписями, насыпал курган, установил кресты, посадил траву. И теперь, через пару лет, все выглядит так, словно площадка появилась давно. Поддерживаю тут порядок, беру серп и кошу. Присматривает за реконструкцией и председатель сельсовета», — рассказывает Владимир Иванов.


Реконструкция погребальных обрядов предков на кладбище в деревне Шевино Витебского района

В центре площадки — курган, обложенный небольшими камнями. «На него ушла где-то машина песка. Сейчас он осел, а сразу был повыше. Предки хоронили умерших в кургане, а его окружали валунами. Это была сакральная граница миров — живого и мертвого. Сейчас такой границей являются металлические и другие оградки, которые ставят возле могил», — объясняет краевед.

Слева от кургана — домовина, что-то вроде избушки на столбе: «Раньше покойника сжигали, его прах помещали в горшок, который ставили в домовину. Так поступали еще язычники, но традиция дошла до ХХ века. Подобные объекты встречались в Карелии, Чувашии, Удмуртии».

Рядом представлены реконструкции захоронений более позднего времени: намогильные столбы (на одном из них выжжена руна, которая обозначает «славянское тело») и холмик, обложенный камнями, с остроконечным валуном (его ставили в изголовье или в ногах).


Домовина

Курган

Намогильные столбы и антропоморфный крест, который был расколот на две части

Но с особой гордостью Владимир показывает четыре архаичных гранитных креста:

— Все они разных типов. Вот крест-идол, он похож на фигуру человека, поэтому его называют антропоморфным. Он был расколот. Я сам перевез сюда меньшую часть, а большую помогли перетащить молодые парни. Шла мимо кладбища компания, человек десять. Говорю: «Мальцы, подсобите!». Они откликнулись на просьбу. Потом я составил две части и скрепил их цементным раствором.

А рядом — надгробие, на котором изображен «колакрыж», то есть крест в круге. «Под ним похоронили женщину, так как крест косой. А если он прямой, то это означало, что могила мужская. Часто на погребальных валунах выбивали символ мирового дерева, а также крест Мары. Богиня Мара у язычников-славян отвечала за подземный мир и сопровождала туда души умерших», — рассказывает Владимир.

Следующий крест, по мнению Иванова, — один из древнейших на Витебщине. На нем начертана эпитафия, и с большей долей вероятности можно говорить, что это сделали в XVII веке!

«Смотрите, все хорошо читается», — говорит краевед и медленно водит пальцем по буквам на надгробии, чтобы мы тоже могли их разобрать.


Крест с эпитафией «От нас он в рай пош. в ав. 1617»

На кресте написано: «От нас он в рай пош. в ав. 1617» («От нас он в рай пошел в августе 1617»). Читается эпитафия, и правда, довольно понятно.

Три креста, по оценке краеведа, весят не меньше 100 кг каждый. А один — самый маленький — примерно 40 кг. Иванов принес его сюда на руках и образно называет «детским». Но это, конечно, не значит, что он стоял на могиле ребенка.

— Думаю, такой реконструкции, которая сделана на основании местных материалов и которая прослеживает, как на протяжении веков изменялись погребальные традиции, в Беларуси больше не встретишь, — считает Владимир Иванов.


Самый маленький крест, краевед называет его «детский»

— Кладбища — это заповедники культуры, они учат ценить не только память предков, но и нашу историю, — уверен краевед. — Ведь на многие валуны и кресты нанесены надписи и символы, делающие их ценнейшими памятниками эпиграфики и этнографии, старейшими надземными артефактами. Поэтому они нуждаются в изучении и защите. Сегодня судьба большинства из них незавидна: очень много уникальных объектов взорвали в годы советской власти при борьбе с религией, прокладке дорог, мелиорации, распахивании полей и т.д. Множество архаичных крестов, как в ситуации на кладбище в Шевино, разбили и закопали при рытье свежих могил, оттеснили за ограды, засыпали мусором, поэтому разыскать их непросто.

По мнению собеседника, старые валуны и кресты нужно обмерять, фотографировать, вносить в картотеку, ставить на учет в местной администрации, разрабатывать к ним краеведческие экскурсии, благоустраивать окружающую территорию. А наиболее значимые и уникальные объекты следует признавать памятниками природы или истории и культуры.


Захоронение советского времени на кладбище в Шевино. Многие памятники на этом сельском погосте, по мнению краеведа, — уже тоже история
 


Кстати, в окрестностях Летцев — множество достопримечательностей. Деревня Шевино находится на берегу одноименного озера, которое очень любят отдыхающие: летом сюда приезжают загорать и купаться многие жители Витебска. Неподалеку расположены санатории «Летцы» и «Железнодорожник», они, в свою очередь, популярны у россиян. Дорога, которая проходит вдоль кладбища с реконструкцией погребальных обрядов, ведет к деревне Луки, где сохранилась дореволюционная усадьба дворянина Острейко. А в Больших Летцах — имение ботаника Владимира Адамова. А еще рядом — «Чудо-дерево», древнее городище Лысая гора и лес, где люди якобы теряются во времени. Все эти объекты могли бы привлечь туристов — если бы кто-то был в этом заинтересован.

 
Теги: Витебск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Думаю, такой реконструкции, которая прослеживает, как на протяжении веков изменялись погребальные традиции, в Беларуси больше не встретишь", - говорит краевед...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика