Надежда Дегтярева: "стрит-фотоография - это словно игра со временем". 21.by

Надежда Дегтярева: "стрит-фотоография - это словно игра со временем"

07.06.2016 10:36 — Новости Общества |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

"Остановись, мгновение!" — эти слова как нельзя кстати всплывают в памяти при взгляде на кадры, сделанные в жанре стрит-фотографии. Ребенок, вот-вот прыгнущий в огромную лужу, и отражение эмоций — невероятного счастья от предкушения на его детском лице и почти отчаяния на лице родителя; голуби, всего секунду назад мирно клевавшие брошенные крошки и стремительно взлетевшие вверх, испугавшись вдруг чего-то; влюбленные, застывшие в объятьях друг друга на фоне спешащей толпы. Ты смотришь на эти фотографии и кажется, что можно щелкнуть пальцами — и малыш, визжа от удовольствия, прыгнет в лужу, окатив сотней брызг все и всех вокруг; голуби с шумом разлетятся в разные стороны, обнажив пустоту площади, а влюбленные, прервав поцелуй, растворятся в толпе прохожих. В этих фотографиях есть секунда "до" или "после". Увидеть этот момент в череде событий, в бесконечной суете и движении или даже предвидеть его — это мастерство, подвластное далеко не каждому. Словить и остановить в кадре — искусство, которым владеют единицы. Минский фотограф Надежда Дегтярева, снимающая в жанре стрит-фотографии, — одна из тех, кому удается остановить время. О фотографии и творческих буднях, о технике "охотника за мгновением" — в интервью с Надеждой.


ИМЯ

Надежда Дегтярева
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Репортажная фотография, street фотография (стрит-фотография)
ДОСТИЖЕНИЯ
Творческой фотографией занимается более десяти лет.
С 2007 года — член Белорусского общественного объединения "Фотоискусство"
С 2005 года — член Народного фотоклуба "Минск". Участник и финалист ряда конкурсов.
2007 год — победитель конкурса "Минские фотографии. Горожане". Работы публиковались в одноименном фотоальбоме.
2010 — гран-при на конкурсе web-журналистики YOUSMI MEDIA AWARDS'10.
Участник многих фотографических выставок, фестивалей и пленэров.
Автор четырех персональных выставок. До недавнего времени работала фотокорреспондентом на информационном портале open.by.

Жанр репортажной фотографии — это …

… — это съемка событий без вмешательства фотографа в их естественный ход. Фотограф в этом случае может быть наблюдателем, но ни в коем случае не режиссером. Сделать хороший снимок в порой неподходящих условиях — довольно непростая задача, и именно это и интересно. Все, что требуется — это оказаться в нужном месте в нужное время, а порой и интуитивно предугадать развитие событий. Фотограф, работающий в этом жанре, обладает великолепной способностью останавливать время. Человека, который в 1932 году перепрыгивал лужу на пустыре у вокзала Сен-Лазар, наверное, уже нет в живых, а фотография великого Анри Картье-Брессона сохранила красоту этого момента.

Направление стрит-фотографии или уличной фотографии…

… — это способ поиграть с миром в интересную игру, прямо как в русской народной сказке "Пойди туда, не знаю куда, принести то, не знаю что". Так это направление охарактеризовал замечательный фотограф Илья Штуца. Мне очень нравится такое определение, я с ним полностью согласна. Ты, действительно, никогда не знаешь, за чем именно идешь и с чем вернешься. На улице можно снять городской пейзаж, движение объектов, репортажный портрет или жанровую сценку — словом, все, вплоть до натюрморта из пустых бутылок. В жанре уличной фотографии есть также элементы поиска, исследования, охоты и даже мистики. Еще много зависит от твоего собственного настроения, и потому один раз ты подмечаешь забавные сценки, другой раз — трогательные, а иногда и откровенно грустные.

Говорят, что фотограф снимает то, что близко ему…

… Так случилось, что мое детство прошло в солнечном Ташкенте, а в Минск я приехала, когда уже была почти взрослой. Самые яркие воспоминания из детства — это картины, которые рисовал солнечный свет. Вот я и брожу с камерой по городу вслед за солнцем. Еще мне интересны люди, такие, как они есть: с их красотой и несовершенством, эмоциями, проблемами.



Моменты городской жизни в объективе…

… В каждом городе можно открыть что-то свое, поэтому уличные фотографы так любят путешествовать. В Минске с этим жанром все-таки сложно. Мне, например, удаются, скорее, абстрактные фотографии, в которых форма преобладает над сюжетом. Все потому, что на улице людям почти не свойственно проявлять эмоции. Чаще всего они просто перемещаются в заданном направлении и очень редко реагируют друг на друга. И все наоборот в южных приморских городах — Одессе, Ялте, Батуми. Там сюжеты падают на тебя, как из рога изобилия. На улицах жизнь просто кипит и переливается через край. Дети не зависают в интернете, а бегают с мячом или обливают друг друга водой. Белье развешивают на улице, на стенах и асфальте влюбленные пишут признания, просят прощения, дают обещания и, главное, что никто это потом не закрашивает. Люди, выглянув из окна, могут завязать разговор с любым прохожим. В Харькове, например, просто изобилие граффити на стенах. Есть даже улица, где все рисунки посвящены А.С. Пушкину. В Риге на улицах удивительно много ухоженных и со вкусом одетых прохожих, особенно женщин.





Современные технологии и новый опыт в работе…

… Мир меняется, современные технологии гармонично вплетаются во все виды искусства, в фотографию особенно. Сейчас я участвую в фотопроекте Huawei. Для меня участие является своеобразным личным экспериментом, который проходит довольно успешно. Раньше я вообще никогда не фотографировала на мобильный телефон и довольно скептически относилась к этой функции в современных смартфонах. Фотографировать на камеру телефона казалось довольно глупым занятием. Почему не утюгом? Почему не чайником? Сейчас социальные сети буквально заполонены сотнями тысяч "лифтовыми" селфи, закатами и облаками, фото еды и домашних питомцев. У меня нет необходимости все это снимать и мгновенно выкладывать в интернет, поэтому при покупке нового смартфона возможности его камеры — это последнее, что меня интересовало. В своем выборе я всегда руководствовалась совсем другими характеристиками и полагала, что камерой, которая помещается в девайсе толщиной меньше сантиметра, можно снимать разве что расписание электричек на станции. Но в последнее время я стала замечать, что некоторые мои коллеги стали пользоваться камерами смартфонов в творческих целях, а многие престижные фотоконкурсы стали включать мобилографию в список своих номинаций. После знакомства с смартфоном Р9 я поняла, что камера мобильного телефона может быть очень хорошей. В этом девайсе их вообще две. И обе удивляют своими возможностями и качеством картинки. Еще впечатляет набор инструментов для постобработки, возможность постфактум поиграть с глубиной резкости. Словом, я вот уже вторую неделю буквально не выпускаю телефон из рук. Еще с радостью для себя отметила, что теперь у меня есть возможность снимать на официальных мероприятиях, куда с камерами с диаметром объектива больше 4-х сантиметров пускают только по специальной аккредитации. Моя "зеркалка" попадает под эти ограничения, а вот с мобильным пропустят без проблем, и им можно снимать в свое удовольствие.

Простота и сложность жанра стрит-фотографии…

… Для новичков, снимающих в жанре уличной фотографии, обычно самым сложным становится преодолеть, так называемый, внутренний барьер. Чтобы направить фотокамеру на незнакомого человека на улице, необходимо справиться со страхом и даже некоторым стеснением, поэтому почти все начинающие стрит-фотографы на первых порах снимают людей или только со спины, или телеобъективом, находясь от них на значительном расстоянии. И в том и в другом случаях фотографии будут сильно проигрывать. Те, кто снимает улицу давно, знают: чтобы сделать хороший кадр, надо подойти достаточно близко и успеть нажать на спуск до того, как объект поймет, что его фотографируют. Отмечу, что в этих случаях неизбежны конфликты. Многие люди возмущаются, требуют удалить фотографию, грозятся вызвать милицию. Вот здесь есть интересный момент: с удовольствием для себя отметила, что со смартфоном вместо фотокамеры в руках я становлюсь почти невидимкой. В наше время человек, который смотрит в мобильный телефон на улице или явно пытается им что-то снять, — настолько привычная глазу картина, что многие люди просто не замечают, когда я их фотографирую. Дополнительным бонусом съемки на камеру Huawei Р9 может стать возможность сделать фото при помощи голосовой команды. Камеру можно настроить на любую фразу. Например, ты просто говоришь в телефон "привет" — со стороны это выглядит, как будто ты с кем-то общаешься, например, в режиме видеозвонка. А на самом деле камера сделает снимок после этого слова. И все, момент схвачен и запечатлен.



Черно-белая фотография как персональный стиль

… Действительно, я довольно редко снимаю цветную фотографию. Это связано с тем, что многие мои работы построены на игре света, тени и геометрии. По сути — это графика, где очень уместен монохром. Да и просто мне очень нравится эстетика черно-белой фотографии. Чтобы добиться хорошей черно-белой картинки, снимая изначально в цвете, приходится изрядно повозиться в редакторе — простое обесцвечивание никогда не даст хорошего результата. Мне очень нравится, что одна из двух камер Р9 снимает в монохромном режиме изначально, причем фотография сразу выглядит так, что дорабатывать тональность уже практически не надо.



Быть уличным фотографом

… С удовольствием поделюсь рекомендациями касательно первых шагов в жанре стрит-фотографии:

Совет первый: чаще выходить из дома и как можно больше снимать. Хороший сюжет может попасться даже в тот момет, когда вы пойдете выносить мусор или в магазин за продуктами. Телефон обычно всегда носят с собой, поэтому задача значительно упрощается.

Совет второй: постарайтесь стать незаметным и слиться с толпой. Отправляясь на съемку, не нужно выделяться на общем фоне ни одеждой, ни прической, ни еще чем-нибудь. Побудьте невидимкой.

Совет третий: если ваши действия заметили, и назревает конфликт, то постарайтесь быть вежливым. Не стоит отвечать грубостью даже на грубость. Из большинства таких ситуаций можно легко выйти с помощью улыбки. Если не помогло, то постарайтесь спокойно объяснить, что в общественных местах вы имеете право снимать, что угодно, кроме административных зданий, посольств и сотрудников правоохранительных органов. К слову, если человек просит меня удалить фотографию — подчеркиваю, именно просит, а не требует этого в ультимативной форме, угрожая вызвать милицию, — обычно я иду навстречу и удаляю кадр, как бы жалко мне его не было. В противном случае я просто разворачиваюсь и быстро ухожу. Еще не было такого случая, чтобы за мной бежали и пытались остановить.

Совет четвертый: если вам кажется, что вы сегодня наснимали шедевров, то никогда не смотрите фотографии сразу после съемки. Перепишите их на диск и дайте полежать неделю, а лучше месяц. Заниматься отбором фотографий нужно только, когда ваши эмоции от сьемки полностью остынут.

Совет пятый: смотрите как можно больше хороших фотографий и не бойтесь на первых порах кому-то подражать. Со временем вы найдете свой собственный стиль.



Из Wikipedia: "Уличная фотография, стрит-фотография (англ. street photography) — жанр фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже и т.п. Уличная фотография бывает документальной, но не ограничивается исключительно документальным жанром… Выделение жанра уличной фотографии в самостоятельное направление фотографии принято соотносить с деятельностью французского идеолога уличной фотографии Анри Картье-Брессона, который впервые сформулировал ее основные принципы (прежде всего принцип "решающего момента", англ. decisive moment)…"

 
Теги: знакомства, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
"Остановись, мгновение!" - эти слова как нельзя кстати всплывают в памяти при взгляде на кадры, сделанные в жанре стрит-фотографии.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Общества)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика